Для общения с властями всем физическим и юридическим лицам в России могут завести электронные почтовые ящики, сообщает www.rbcdaily.ru.
В качестве логинов будут использоваться ИНН или ОГРН. Это ускорит переписку чиновников с населением и обезопасит от рисков потери корреспонденции, уверен автор законопроекта депутат Алексей Русских.
Переход на электронную переписку предусмотрен госпрограммой «Информационное общество» до 2020 года, утверждённой правительством в октябре 2010 года. В качестве одного из приоритетов в ней называется «развитие сервисов взаимодействия граждан с органами государственной власти при помощи электронной почты, созданной на базе единого портала». На решение этой задачи и нацелен проект закона «О государственной системе электронного обмена корреспонденцией» (имеется в распоряжении РБК daily). Документ разработал депутат от фракции КПРФ Алексей Русских совместно с московской городской коллегией адвокатов «Де-юре».
Сейчас действует множество нормативных актов, регулирующих электронный документооборот, рассказывает заведующий коллегией Никита Филиппов. Граждане могут зарегистрироваться на огромном количестве государственных сайтов: госуслуг, службы судебных приставов, налоговой службы и т.д., перечисляет он. «Столь большое число нормативных актов приводит к дублированию отдельных норм, бесконтрольности и неразберихе, - констатирует юрист. - Часто возникают правовые коллизии. А существующие способы документооборота имеют общий недостаток - необходимость получения квалифицированной электронной подписи для идентификации человека».
В предложенной системе все органы власти будут контактировать с каждым гражданином и юрлицом через единственный официальный почтовый ящик. В перспективе переписка полностью уйдет в онлайн. То, что это рано или поздно произойдёт, не сомневается и старший юрист налоговой практики юридической фирмы Sameta Николай Пятницкий. Уже сейчас некоторые категории налогоплательщиков обязаны представлять отчётность только в электронном виде, приводит пример он.
Но на первых порах, если у адресата нет доступа к Интернету, посредником выступит «Почта России», следует из законопроекта. Копия электронного сообщения от органов власти в этом случае придёт в ближайшее к адресату отделение связи. В течение двух дней после этого почта должна будет распечатать письмо с помощью почтомата (для сохранения конфиденциальности переписки) и доставить получателю. На почте пользователь также сможет получить распечатку любого сообщения, заверенную печатью отделения. Эта услуга будет платной.
Реализация проекта будет возложена на Минкомсвязь. В качестве логинов в электронных адресах физлиц парламентарий предлагает использовать их ИНН, в адресах юрлиц - ОГРН. Какой домен будет у адресов и кто предоставит хостинг для почтового сервиса, авторы законопроекта не уточняют.
На пользование новой услугой возлагается ряд запретов. Ни присланные, ни отправленные сообщения удалить из почтового ящика будет невозможно. Полный доступ к нему получат только сами пользователи. Ограниченный же будет предоставляться нотариусам для ведения наследственных дел, самим наследникам, опекунам, попечителям физлиц и т.д.
По словам г-на Филиппова, с принятием закона отпадёт проблема потери официальной корреспонденции. Сейчас обращения госорганов (например, постановления судебных приставов) отправляются заказным письмом с уведомлением, говорит глава коллегии адвокатов. «Но у таких писем есть строго ограниченный срок хранения на почте, - продолжает он. - По его истечении письмо возвращается отправителю. Гражданин же в этом случае всё равно считается извещенным надлежащим образом». Бывают и обратные ситуации: например, постановления суда по уголовным делам должны быть вручены гражданам лично в руки. Как правило, подозреваемые или обвиняемые по таким делам умышленно избегают расписываться в их получении. В новой системе подобные ситуации будут исключены: лицо будет считаться надлежаще извещённым, как только в его электронный ящик придет соответствующее письмо. Становятся невозможными также недобросовестные обращения граждан, подписанные чужими или вымышленными именами.
Из законопроекта непонятно, как его положения будут увязаны с действующим порядком электронного документооборота с госорганами, разочарован г-н Пятницкий из Sameta. Он надеется, что после доработки закон учтёт существующие правила.
Реализация предложений г-на Русских потребует выделения дополнительных средств на разработку самой системы, единого реестра её пользователей и оснащение почтовых отделений почтоматами. Как следует из финансово-экономического обоснования законопроекта, его авторы оценивают необходимые траты в 50 млрд руб. С началом работы системы расходы на почтовые отправления органов госвласти (25 млрд руб. в 2011 году) практически сведутся к нулю, и вложения в ее создание «будут полностью компенсированы в течение ближайших двух лет», говорится в обосновании.
Технически создать предлагаемую систему несложно, подтверждает руководитель направления персональных сервисов «Яндекса» Антон Забанных. «Если вход в систему требует валидации пользователя по паспорту, как в госуслугах, в ней не будет спама, фишинга и прочих проблем «открытого» Интернета, слишком легко вычислить источник вредной активности, - говорит он. - Сложность системы зависит исключительно от того, какими именно архитектурными решениями будет обеспечиваться ее отказоустойчивость и насколько избыточным создатели решат сделать резервирование данных, чтобы исключить их потерю». Если не брать во внимание формальные проблемы с сертификацией подобных решений для работы с госдокументами, это не является сложной задачей, считает г-н Забанных. «Решить её может относительно небольшая команда разработчиков», - делает вывод он.
В настоящее время законопроект ожидает заключения правительства.