10:5813.06.13

Классных руководителей в школах заменят тьюторы

Классных руководителей в школах заменят тьюторы

Министерство образования и науки РФ планирует с 2014 года ввести в российских школах новые штатные единицы - тьюторов. Эти преподаватели-наставники, помогающие ученикам в школе и вне ее, заменят действующий сегодня институт классного руководства. В пилотных регионах уже идет апробация возможных моделей тьюторства, пишут izvestia.ru.
Изначально тьюторы появились в Великобритании - в Оксфорде и Кембридже они существуют с XIV века. В Англии тьютор прикрепляется к ученику в средней школе и ведет его до поступления в высшее учебное заведение, где передает в руки своего институтского коллеги. Сегодня в Оксфорде на 10 тысяч поступивших студентов приходится такое же количество тьюторов, пояснила президент российской тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.
В Британии тьютор является учителем, психологом, помощником и наставником ученика. Дети, обучающиеся по «пансионной программе», уезжают домой только на выходные. В стенах учебного заведения они обсуждают с наставником не только учебные, но и личные проблемы.
Планируется, что в российских школах тьютор возьмет на себя функции классного руководителя, оставив учителю его основную задачу - преподавать профильный предмет. Преподаватель-наставник будет курировать несколько классов одного возраста или создавать собственные группы.
- В новом законе «Об образовании» и новых федеральных государственных образовательных стандартах идет речь об индивидуальном развития личностного и образовательного пути каждого ученика. Поэтому в образовательных учреждениях должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля, - рассказал источник в Минобрнауки.  
Тьюторы будут работать с учениками индивидуально, они будут координировать самостоятельные занятия школьника, помогать выбирать специализацию, налаживать взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Они также должны подтягивать отстающих учеников.
Как отмечают специалисты министерства, школа является мини-социумом, и от того, как дети научатся взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений в школе, зависит, как они смогут это делать во взрослой жизни.
Введение в школах новой административной единицы связано с вступлением в силу нового закона об образовании, подтвердила «Известиям» Татьяна Ковалева. В законе, вступающем в силу 1 сентября, вводится понятие индивидуальных образовательных подходов и программ. По словам Ковалевой, сейчас идет обсуждение и апробация в пилотных регионах нескольких возможных моделей тьюторства.
- В официальном реестре профессий уже есть тьютор, - отмечает эксперт. - Но его наличие в школе пока не является обязательным.
Президент профильной ассоциации добавила, что сейчас несколько рабочих групп заняты разработкой профессиональных стандартов тьютора.
- Сейчас на всех уровнях образования предписана индивидуализация, а где профессиональная группа, которая будет работать по данному направлению? Сразу вспомнили про тьюторов, - поясняет Ковалева. - Возможных схем очень много. В том числе апробируется модель, когда классные руководители через повышение квалификации получают компетенции тьюторов. Получается, что они совмещают две должности.
- Тьютор появился в квалификационных справочниках достаточно давно, но его обязанности четко не прописаны, - отмечает глава Всероссийского профсоюза преподавателей Андрей Демидов. - В пилотных проектах тьюторы занимаются диагностикой учеников для выстраивания индивидуального пути развития в старших классах. Пока неясно, какими полномочиями будет наделен тьютор в итоге.

Поделиться: