Новое изобретение скандинавских производителей лифтов позволит строить здания километровой высоты, сообщает www.mk.ru.
На днях финский производитель лифтов «Kone» объявил, что десять лет работы инженеров компании увенчались появлением системы, которая позволяет строить лифты, рассчитанные на высоту здания в километр, а то и больше. Это вдвое выше, чем предельная высота, на которую было возможно строить раньше. Поскольку эффективность лифтов - главный ограничитель высоты зданий, то технология Kone, которая предусматривает замену стальных канатов лёгкими аналогами, сделанными из углеродного волокна, может дать возможность строить «небоскрёбы» в прямом смысле этого слова.
Проблема со стальными канатами заключалась в том, что они очень тяжёлые. Эти тросы должны тянуть вверх не только кабину лифта и подвижные кабели, которые проводят электричество, но и самих себя.
Задача несколько облегчалась благодаря использованию контргруза, но даже в этом случае вес стальных канатов при подъёме на максимальную на сегодняшний день высоту 500 метров составлял три четверти движущейся массы машины. Для подъёма такого веса требуется масса энергии, и чем выше здание, тем дороже эксплуатация лифтов. А благодаря разработке Kone и замене стали на углеродное волокно вес канатов можно будет снизить примерно на 90 процентов.
Углеродное волокно легче и крепче стали. В частности, этот материал обладает более высоким пределом прочности при растяжении, то есть его труднее разорвать. Такая прочность связана с особенностями строения атомов углерода - та же особенность, которая даёт твёрдость алмазам.
По словам представителя Kone Иоганнеса де Йонга, вес стальных канатов, необходимых для лифта 400-метрового здания составляет 18 650 килограммов. Новый тросс «UltraRope» для подъёма на аналогичную высоту будет весить примерно 1170 килограммов. Вес всей подъёмной конструкции целиком будет составлять 45 процентов от веса старой конструкции со стальными канатами.
Кроме экономии энергии, более лёгкие канаты позволят повысить безопасность лифта в критических ситуациях и сократить расходы на содержание, поскольку углеродное волокно служит вдвое дольше стали. Более того: углеродное волокно резонирует на частотах, отличных от других строительных материалов, равно как и от стали. Это позволит сократить колебания небоскрёба во время сильного ветра.
Всё это, безусловно, очень важно, но что действительно приводит в восторг архитекторов и строителей - так это возможность возводить намного более высокие здания, чем раньше.