В минувшую пятницу министр промторга России Денис Мантуров посетил с рабочей поездкой Санкт-Петербург. Одним из пунктов программы визита стало посещение ФГУП «Крыловский государственный научный центр», где он знакомился с работой специалистов лабораторий и отделений института.
Министру продемонстрировали новый ледовый бассейн, который будет введен в строй в ноябре 2013 года. Основной целью создания нового ледового бассейна является существенное увеличение его экспериментальных возможностей при сохранении всего ранее накопленного опыта в области проведения модельных исследований.
Также Денис Мантуров посетил комплекс наземных гидробарических стендов, дающий возможность имитировать погружения корпусов глубоководных аппаратов и забортного оборудования в целях исследования их прочностных характеристик. Испытательное оборудование позволяет имитировать погружение на предельные глубины Мирового океана. Испытание конструкций на специальном оборудовании в эллинге ресурсных испытаний позволяет оптимизировать технологические решения, обосновывать гарантии прочности и надежности инженерных сооружений самого разного типа и назначения.
По итогам осмотра Денис Мантуров провел совещание «О ходе реализации ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы», открывая которое он, в частности, сказал:
«Сегодня мы обсуждаем важнейшую тему - развитие гражданского судостроения. На повестке решение ряда стратегических вопросов, которые определят наши действия на несколько лет вперед. Предлагаю сначала провести анализ того, что было сделано, а затем перейти к новым задачам.
Последние 3 года мы целенаправленно работали над главной проблемой в гражданском судостроении - ликвидацией технологической отсталости, сформировавшейся почти за 2 десятка лет стагнации отрасли. Этот вектор лег в основу ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы. Поэтому программа полностью ориентирована на развитие научно-технического и проектного потенциала отечественного судостроения.
Несмотря на то, что ФЦП будет действовать еще три года, уже сейчас можно сказать, что большую часть поставленных задач мы выполнили. К настоящему моменту создано 640 новых технологий, из которых больше 1/3 - мирового уровня. 3\4 разработок оформлены в виде патентов, подтверждающих новизну технологических решений.
Все эти разработки так или иначе ориентированы на выполнение задач, которые предусмотрены в 4-х долгосрочных стратегиях: энергетической; транспортной; водной; стратегии развития рыбохозяйственного комплекса.
Полученные результаты НИОКР затрагивают практически все сегменты гражданского судостроения (разведывательные, буровые и добывающие платформы, ледоколы, танкеры, транспортные грузовые и пассажирские суда разных классов). Они охватывают технологические процессы на всех этапах производственного цикла: от проектирования до спуска на воду.
По итогам аудита, проведенного контролирующими органами, программа вошла в тройку лидеров по результативности среди всех наукоемких ФЦП. По состоянию на конец 2012 года все целевые индикаторы и показатели Программы существенно перевыполнены. А количество вновь разработанных технологий превышает значение соответствующего индикатора более чем в 3 раза. В 2013-2015 годах будут завершены 324 работы на общую сумму 34,7 млрд руб. В том числе 50 НИР, и 274 ОКР.
Обычно, когда речь идет о научных разработках тут же звучат скептические комментарии, что это все ложится «под сукно». Мы постарались сделать все, чтобы полученные результаты интеллектуальной деятельности нашли воплощение в производстве.
В части конечной продукции в рамках ФЦП разработано 43 концептуальных и 7 технических проектов. Уже сейчас благодаря разработкам, полученным в 2009-2012 годах, начато производство, либо обеспечивается жизненный цикл продукции, суммарная стоимость которой составляет более 200 млрд руб.
По предварительным оценкам в результате реализации всех мероприятий программы общий объем выпуска продукции предприятиями судостроения до 2020 года составит более 1 трлн.руб. Это на один порядок выше объемов, вложенных в соответствующие НИОКР и стройки программы.
Особенно важно то, что помимо результатов НИОКР, в рамках ФЦП создается масштабная проектно-экспериментальная база. С 2009 года по сегодняшний день введено в эксплуатацию 28 объектов капитального строительства (из них в 2013 году запущено 11). В работе еще 31 объект. Один из них мы видели здесь - это уникальный в мировой практике испытательный ледовый бассейн.
Все это должно обеспечить использование полученных разработок в создании гражданских судов, конкурентоспособных на мировом рынке.
Резюмируя, могу сказать, что к настоящему моменту сформирован мощный научный задел на несколько лет вперед. В дальнейшем реализация ФЦП будет осуществляться в рамках Государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы».