Экипаж атомной подводной лодки «Дмитрий Донской», похоже, не сказал еще своего последнего слова в многолетней эпопее с новым ракетным комплексом морского базирования. По неофициальным сведениям, с борта этого корабля в ближайшее время может быть произведен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» - с целью отработки ее «продвинутой версии».
Именно так объяснил журналистам высокопоставленный источник в российском ВПК появившиеся сообщения о том, что на осень 2013 года запланировано, по меньшей мере, еще одно упражнение с «Булавой» для команды тяжелого атомного подводного ракетного крейсера (ТАПРК) «Дмитрий Донской».
Экипаж этого корабля сначала под командованием капитана I ранга Юрия Романова, а в последние годы - капитана I ранга Олега Цыбина профессионально, мужественно и терпеливо приручал изначально «сухопутную» твердотопливную ракету к условиям морского, а затем и подводного старта.
Переоборудованный специально для этих целей «Дмитрий Донской», по словам его главного конструктора академика Сергея Ковалева (уже, к сожалению, ушедшего), выполнял по существу роль плавучего испытательного стенда. И до сей поры (постучим по дереву) для корабля и его экипажа все обходилось относительно благополучно: неполадки и сбои при испытаниях комплекса «Булава» происходили либо на этапе предстартовой подготовки либо уже после того, как ракета вместе с пусковым контейнером вылетала из шахты подводной лодки.
«В отличие от штатных носителей «Булавы» (подводных лодок «Юрий Долгорукий» и следующих за ним АПЛ «Александр Невский» и «Владимир Мономах») крейсер «Дмитрий Донской» в его нынешнем виде представляет собой развитый испытательный комплекс, - дали понять в руководстве Объединенной судостроительной корпорации. - И все новые задачи, которые инициированы КБ, заводами-изготовителями или ставятся заказчиком, должны отрабатываться на нем».
Добавим для примера: в ходе проведенных ранее испытаний «Булавы» с подлодок «Дмитрий Донской» и «Юрий Долгорукий» не было ни одного старта ракеты, выполненного по команде из Генерального штаба Вооруженных сил РФ с использованием новой автоматизированной системы управления пусками ракет. А без этого как принимать ракетоносцы в состав стратегических ядерных сил России и допускать их к боевому дежурству?
Касаясь этой весьма щепетильной темы, генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко на Международном военно-морском салоне (МВМС-2013) в Санкт- Петербурге заявил журналистам, что «ориентировочно в сентябре» первый серийный носитель «Булавы» - АПЛ «Александр Невский» - должен выполнить подобный пуск...
Эту или другую задачу выполнял экипаж «Александра Невского» в пятницу 6 сентября, официальные источники не сообщают. Известен только результат: неудача. По заявлению представителя управления пресс-службы и информации Минобороны РФ, «ракета штатно вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полета произошел сбой в работе ее бортовой системы».
С учетом произошедшего министр обороны Сергей Шойгу, как ИА «Nord-News» уже сообщало, принял решение о приостановке государственных испытаний АПЛ «Александр Невский» и «Владимир Мономах» и проведении пяти дополнительных практических пусков ракеты «Булава» с целью подтверждения ее заданных тактико-технических параметров».
А это значит, что срок передачи ВМФ первого серийного ракетоносца с «Булавой», многократно переносившийся и в последний раз намеченный на середину ноября 2013 года, вновь придется корректировать. И с надеждой поглядывать на «Дмитрия Донского». Таскать каштаны из огня ему не привыкать.
Пауза между нынешним и предшествующим упражнениями с «Булавой» продолжалась почти два года: последний раз ракета стартовала в декабре 2011-го с АПЛ «Юрий Долгорукий». Тот пуск в отличие от вчерашнего пуска с АПЛ «Александр Невский» был признан успешным.
Общее количество стартов МБР «Булава» за время испытаний новой ракеты и ее носителей приблизилось к двадцати. Подавляющая часть пусков выполнена с борта тяжелого атомного ракетоносца «Дмитрий Донской», который был специальным образом переоборудован и останется в строю до 2017 года в качестве корабля для испытаний ракетной и другой техники. Еще два оставшихся из шести таких же уникальных кораблей проекта 941 - «Северсталь» и «Архангельск» - выведены в отстой и будут утилизированы.