Зиавди Д. (фото 3). В Мурманске с 1979-го по 2006 годы.
Сюда я приехал за девушкой. Познакомились с ней на Кавказе. Рядом с нашим селом был колхоз, и ребята со всего Союза приезжали к нам на «трудовой десант». Было в те времена такое понятие.
Ну что... Встретились первый раз на волейбольном поле. Они играли за приезжих, мы - за местных. Когда закончилась смена, признался в своих чувствах, пообещал жениться. Она подумала, что я шучу.
Через полгода приехал в Мурманск. Зима. Холодно. У меня в руках - один чемодан, одежда и 2 бутылки коллекционного коньяка. С помощью первой бутылки решил вопрос с жильём - устроился в общагу. А вторая была в «торжественной» обстановке вручена директору кооператива по ремонту холодильного оборудования - так я стал мурманчанином.
Девушку свою потом отыскал. Она так удивилась, что даже спряталась в комнате. Поговорил с ее родителями. Потом какое то время повстречались и.- свадьба.
Прошло 30 лет, сейчас живем в Санкт-Петербурге, двое детей, есть внуки. Мурманск навсегда остался в памяти, как самое теплое воспоминание нашей юности.
Клавдия О. (фото 4). В Мурманске с 1950-го по 2005-е годы.
В апреле 1963 года я училась в школе. Вдруг к нам зашла завуч и сказала, что в Мурманск с дружественным визитом приехал замечательный человек, большой друг советского народа Фидель Кастро. Мы не могли поверить. Легендарный команданте, в него были влюблены все женщины Советского Союза - и вдруг он приехал в Мурманск.
Можно ли было помыслить об этом в те далекие годы, когда наш город был в общем-то небольшим полузакрытым райцентром, затерявшимся где-то на побережье Ледовитого океана. Вам, поколению 80-х, а тем более 90-х годов трудно будет понять то, что творилось в наших детских душах.
Поверьте, в нашем классе все без исключения, как говорится, только свистни, поехали бы на Кубу, что бы поддержать революционную борьбу с «пентагоновскими ястребами».
Уже через полчаса мы с цветами увидели его. Закутанный в не по размеру большую толстую летную куртку, на голове шапка-ушанка, но даже без своего знаменитого берета с серебряной звездочкой Фидель был бесподобен.
Как давно это было, но как живы воспоминания. Спасибо моему родному городу, и с днем рождения!
Виктор И. (фото 2). В Мурманске с 1967-го по 2003 годы.
Когда мне было 17 лет, Мурманск был, так сказать, в фазе активного строительства. Взрослые говорили, что еще 10 лет, и наш город станет «миллионером». Новые дома, новые районы. Наши родители в подавляющем большинстве были так или иначе связаны с морем. Рыбный флот, торговый флот.
Помню, рядом с проходной в торговый порт прибывающих из загранки моряков уже встречали назойливые фарцовщики: парфюм, элитный алкоголь, «джинса». Кто посмелее интересовался валютой.
К слову, что касается джинсов, стоили они по-разному, американские - самые дорогие, польские подешевле. Берешь большую кастрюлю, и варишь их в воде. Через пару часов от «штатовских» не отличишь.
Ну что еще добавить? Помню, как было стыдно, что меня не взяли в армию, долго никому не рассказывал. Мы тогда часто дрались с ребятами из соседнего района. Выбирали пустырь, договаривались на число и время. Бились недолго, но жестко - «в кровь». Потом участковые гоняли нас по улицам.
Понимаете, это все было до определенного возраста, отъявленных хулиганов среди нас конечно не было. Потом профтехучилище, и вот я - уже токарь на судоремонтном заводе.
Сейчас живу в Челябинске. Всем мурманчанам - привет, а городу - большое спасибо, здесь я стал настоящим мужчиной...
Сергей Н. (фото 1). В Мурманске с 1979 года.
Мой отец был серьезным начальником на железной дороге. Мама работала, как тогда говорили, «по снабжению». В общем, жили зажиточно, можно сказать.
Когда переехали в Мурманск, мои новые товарищи по двору быстро приучили меня к рыбалке. Ходили на морвокзал, рыболовные снасти у нас были самые примитивные, но наловить десяток другой «бычков» удавалось всегда. Бывало, снимешь его с крючка, сунешь в рот «беломорину» зажженную - вот потеха. Когда стали старше стали ходить за треской.
У отца были друзья, у одного из них - небольшой «потертый жизнью» ЛУАЗик, что-то типа внедорожника. У него была обтянутая брезентом крыша, он был жесткий, но для нас, 14-15 летних пацанов, поездки на этом «джипе» были целой историей. Во время таких выездов всегда варили уху из свежее пойманной трески и слушали бесконечные рыбацкие байки.
Время стерло из моей памяти имена и фамилии папиных друзей, какие то образы, обрывки фраз. Но я хорошо помню неподдельную гордость за то, что я живу в самом северном городе СССР. Желаю Мурманску добра и счастья. 97 лет - это только начало.