14:0824.12.13

В Тюмени вдвое уменьшили долги за ЖКУ

В Тюмени вдвое уменьшили долги за ЖКУ

По представлению прокуратуры Центрального округа Тюмени об устранении нарушений закона строительная компания пересчитала жителям новых высотных домов долги за неоплаченные коммунальные услуги. Общая сумма недоимки снизилась вдвое - до 9,9 миллионов рублей. Перерасчет платежей продолжается, сообщает надзорный орган.

В Тюмени жители нового микрорайона, который прежде федеральные и региональные СМИ не раз представляли как образцовый, попал в скандальную информационную повестку после того как владельцы квартир получили квитанции с требованием в течение месяца погасить долги за ЖКУ. Во многих расчетках фигурировали "сногсшибательные суммы" в 20-50 тысяч рублей. Люди опешили. А вскоре, не сговариваясь, собрались на популярной виртуальной площадке - форуме микрорайона, чтобы выяснить причины и следствия долгового "форс-мажора".

Пришли к выводу: в принципе требования несправедливые, кое в чем юридически даже абсурдные, поэтому следует обращаться за защитой к прокурорам, чиновникам, журналистам, отстаивать свои интересы в суде. Спустя почти три месяца после появления на свет злополучных квитков прокуратура Центрального округа города однозначно встала на сторону жильцов, признав, что с ними поступили бесцеремонно, без оглядки на законодательство и нормативные отраслевые требования. Надзорная структура потребовала от застройщика, с чьей подачи и разгорелся сыр-бор, вернуться в правовое поле и наказать виновных.

История загадочная. Безалаберности в ней хватает. Но, не исключено, кто-то надеялся выловить рыбку в мутной воде. Поразительное обстоятельство: после сдачи высотных домов в эксплуатацию застройщик около двух лет смиренно, практически не напоминая о себе, перечислял корпоративные средства поставщикам электроэнергии, тепла, воды - за хозяев квартир. В самом деле, признают многие из них, в квитанциях соответствующие графы отсутствовали.

Сотрудники управляющей компании в ответ на тревожные вопросы потребителей поясняли, что, пока договора с поставщиками ресурсов не заключены, финансовое бремя несет застройщик и беспокоиться не о чем. Однако известная поговорка о бесплатном сыре напомнила-таки о себе. Девелопер заключил агентское соглашение на сбор долгов с другой УК, о которой, кстати, жители микрорайона понятия не имели, передал данные о понесенных затратах Тюменскому расчетно-информационному центру.

В конце августа, начале сентября, накануне выборов в гордуму Тюмени, курьеры разложили по потовым ящикам девяти многоэтажных домов квитанции. В общей сложности застройщик востребовал свыше 20 миллионов рублей.

Привлеченные прокуратурой эксперты до конца так и не поняли логику расчетов и выставления счетов.

Во-первых, немало владельцев квартир за услуги платили сполна, основываясь на показаниях приборов учета. На добровольных, так сказать, началах и по собственному настоянию: ведь, напомню, тепло, холодная и горячая вода, канализация были условно халявными. Повторные счета на ЖКУ возмутили добросовестных плательщиков. Им предложили доказать свою исполнительность - предоставить чеки за энный период. Не у всех, правда, они сохранились.

Во-вторых, заключила прокуратура, начисления произведены на основании тарифов, показания домовых и квартирных приборов учета проигнорированы. К тому же девелопер как юридическое лицо за услуги должен был платить больше, чем рядовой потребитель. В данном случае поиск некоего среднеарифметического с туманными исходными данными - попрание закона. При желании, говорят опытные юристы, предъявителей странных "бумажек" можно ударить за разгильдяйство по карману - через обращение в суд.

Наблюдатели утверждают, что жители микрорайона стали невольными жертвами конфликта между некогда ближайшими деловыми партнерами. Во всяком случае прискорбно, что представители бизнеса даже не извинились перед людьми. Увы, в Тюменской области это далеко не единственный случай пренебрежительного отношения к потребителям коммунальных услуг.

К примеру, сотни дисциплинированных клиентов одной из региональных энергосбытовых компаний получили грозные уведомления о необходимости погасить в 10-дневный срок задолженность. У кого-то она исчислялась тысячами рублей.

"Злостные неплательщики" хватались за голову, искали в домашнем архиве кассовые чеки за три последних года (по рекомендации авторов повестки), спешили с ними в центр обслуживания - для сверки. Долг, как и следовало ожидать, не выявлялся. "Сбой в системе", - смущенно поясняли операторы.

Те же, кто внезапно оказался должен "всего" несколько сотен рублей, нередко решали перечислить деньги энергетикам без всякой сверки. Ибо последняя отнимет с дорогой минимум 2-3 часа. При достойно оплачиваемой работе дешевле переплатить, чем выяснять.

Такого рода неразбериха, неопрятность в ведении финансовых операций подрывает доверие честных, обязательных потребителей к сервисным предприятиям, чья репутация и без того не на высоте. Так, в Заречном районе Тюмени, где с жителей новых высоток потребовали те самые 20 миллионов рублей, год назад трое сотрудников одной управляющей компании во главе с главбухом прикарманили 8 миллионов рублей, должных поступить, по сведениям правоохранителей, на счета ресурсоснабжающих предприятий. Сумма сравнительно скромная.

Сейчас идет судебный процесс по делу экс-главы Тюменского района. Он, согласно версии следствия, в связке с местным предпринимателем похитил, в частности, 35 миллионов, предназначенных для реконструкции коммунальных объектов, строительства инженерных сетей, ремонта домов. Руководя через доверенных лиц консалтинговой фирмой, чиновник понудил бизнесменов заключить с ней ненужные им договоры на 4,5 миллиарда рублей.

За 10 месяцев текущего года областная Госжилинспекция зарегистрировала жалоб уже больше, чем за весь прошлый год. Непрозрачность УК, непонятность расчетов - суть претензий чуть ли не в каждом втором заявлении. Недавно по настоянию прокуратуры директор одной компании оштрафован на 30 тысяч рублей за ложный, с приписками, отчет перед собственниками многоквартирного дома, а также за утаивание информации о стоимости услуг, финансовом балансе. Другой руководитель УК, который упорно не хотел размещать сведения о компании в глобальной Сети, вообще смещен с должности.

С другой стороны повсеместно увеличивается объем задолженности потребителей ЖКУ. В Заречной части Тюмени одна из УК, причем она считается успешной компанией и базируется в благополучном районе, за пять последних месяцев внесла в черный список 818 владельцев квартир, за которыми "зависло" свыше 18 миллионов рублей.

В Тюменском районе, относящимся к богатым муниципалитетам, многомиллионными долгами отличаются даже жители процветающих сел. Иных судебные приставы лишают уже входных и межкомнатных дверей. Энергосбытовая компания с лета пытается сократить 80-й миллионный долг путем ареста имущества неплательщиков, а водоканал добивается выселения около сотни тюменцев из занимаемых им жилищ с целью продажи оных.

Между тем совокупная задолженность потребителей ЖКУ зашкаливает за один миллиард рублей. Для сравнения: плановые бюджетные траты областного центра, где проживает без малого половина населения региона, по разделу "Жилищное хозяйство" составляют 2,8 миллиарда рублей. В первом полугодии израсходована лишь десятая часть сметы.

Заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин не так давно назвал ориентировочные цифры оптимальных вложений в коммунальный комплекс. На модернизацию муниципальной инфраструктуры необходимо 33 миллиарда, благоустройство дворов - 13, на капитальный ремонт многоквартирных домов - 29. Баснословные капиталы. Бюджет и трети не осилит. Вахрин возлагает надежды на государственно-частное партнерство. Оно в свою очередь предполагает возврат средств инвестору. А ему без сокращения издержек и без подчеркнуто честного ведения бизнеса с долгами не справиться.

 

Поделиться: