10:3818.07.14

Малайзийский "Боинг" сбит по ошибке

Малайзийский "Боинг" сбит по ошибке

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования в связи с падением пассажирского "Боинга" Malaysia Airlines на востоке Украины.
Путин обратился к премьер-министру Малайзии Наджибу Разаку, попросив его "передать самые искренние слова сочувствия и поддержки родным и близким погибших", сообщается на сайте Кремля.
Путин также обсудил по телефону катастрофу с президентом США Бараком Обамой.
Самолет, выполнявший рейс Амстердам - Куала-Лумпур, исчез с радаров в 18:20 по московскому времени. На борту разбившегося самолета находились 295 человек - не выжил никто.
Согласно предварительным данным, воздушное судно было сбито.
Сепаратисты с юго-востока Украины, которые ранее сообщали о сбитых ими самолетах, заявили, что не причастны к крушению воздушного судна, и переложили ответственность на украинские военно-воздушные силы.
Президент Украины Петр Порошенко назвал произошедшее терактом.
Открытое воздушное пространство
Согласно последней информации, малайзийский "Боинг" летел на высоте более 10 тыс. метров, поэтому на него не распространялись ограничения на полеты над самопровозглашенными Донецкой и Луганской республиками.
"Никто над восточной Украиной воздушное пространство не закрывал. Учитывая, что в Донецкой и Луганской областях военные действия в основном ведутся на земле - а если и сбиваются вертолеты и самолеты, то низколетящие", - сказал Би-би-си председатель Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев.
"У украинских властей не было повода закрывать воздушное пространство - они же знают, какое вооружение есть у противника", - добавил он.
Под Донецком упал пассажирский самолет
Все 295 человек, находившиеся на борту "Боинга-777", погибли
Для того, чтобы сбить самолет на такой высоте нужно "очень серьезное вооружение - крылатые ракеты" (судя по всему, имелись в виду ракеты класса "земля-воздух" - прим. Би-би-си), говорит эксперт. По его мнению, в случае с самолетом, летевшим на высоте 10 тыс. метров, речь может идти о теракте или об ошибке - как это уже происходило 13 лет назад, когда Украина по ошибке сбила российский Ту-154.
Как объясняет Ковалев, в отличие от востока Украины, Крым стал бесполетной зоной, потому что такое решение приняла Ассоциация эксплуатантов, куда входят все авиакомпании мира.
"Эта международная организация могла бы сказать: давайте, не будем через Донецкую область летать. Это ее право. Но решения такого не принималось", - говорит представитель профсоюза авиадиспетчеров.
Евроконтроль сообщил о закрытии воздушного пространства над востоком Украиной для всех пассажирских бортов лишь через пять часов после падения самолета. В заявлении организации говорится, что украинские власти уведомили регулятор о решении прекратить полеты в этой зоне. Евроконтроль отныне будет отказывать самолетам в праве пролета над этими территориями.
Директор организации Титгат Люк сообщил в эфире Би-би-си, что в момент падения "Боинга" над восточной Украиной летели еще четыре пассажирских самолета.
"Бук" в распоряжении сепаратистов
Под Донецком упал пассажирский самолет
Самолет упал примерно в 60 км от российской границы
Военный эксперт Павел Фельгенгауэр напоминает, что сепаратистам в начале недели удалось сбить транспортный самолет Ан-26, который летел на высоте 6 тыс. метров. Это может значить, что в их распоряжении имеются более совершенные виды оружия, чем переносные зенитно-ракетные комплексы, которые "выше трех километров не стреляют".
"Конечно, им вполне могли передать более совершенные системы - "Бук", или, скажем, "Осу", - допускает Фельгенгауэр.
Российский телеканал "Вести" еще 29 июня сообщал о том, что сепаратистам удалось захватить военную часть противовоздушной обороны, оснащенную самоходными зенитно-ракетными комплексами "Бук".
В этот же день фотография "Бука" появилась в официальном "Твиттере" самопровозглашенной Донецкой народной республики. В четверг эта запись была удалена, однако она по-прежнему доступна в кэше поисковика Google.
Смутные перспективы расследования
По мнению Фельгенгауэра, произошедшее, скорее всего, стало результатом ошибки - никто не хотел сбивать малайзийский "Боинг", скорее всего, гражданское воздушное судно не удалось отличить от военного.
"Организованной системы контроля воздушного пространства у повстанцев точно нет, поэтому могут и ошибиться. Вначале были сообщения, что сбит еще один украинский Ан-26, даже кадры появились. А теперь выясняется, что, скорее всего, сбили малайзийский "Боинг". Конечно, все теперь будут всё отрицать, как это обычно бывает", - говорит он.
Эксперт отмечает, что расследование катастрофы будет сильно затруднено тем, что самолет упал на территории, подконтрольной сепаратистам. Однако прояснить ситуацию, по мнению эксперта, могли бы американские и российские военные.
"Информации, естественно, мало. Я думаю, что она есть у Пентагона - во всяком случае, когда в 2001 году С-200 сбила борт Ту-154 над Черным морем, они сразу знали, откуда примерно ракета вылетела и все такое. Вдоль границы Украины с Польшей и Румынией летают самолеты НАТО "Авакс", на земле они, конечно, на такое расстояние не видят, а воздух видят. Так что какая-то объективная информация у них есть. Наверняка есть она и у России", - говорит Фельгенгауэр.

Поделиться: