14:0027.11.14

СМИ: Банки не будут возмещать незаконные списания средств в случае небрежного обращения с пин-кодом

СМИ: Банки не будут возмещать незаконные списания средств в случае небрежного обращения с пин-кодом

Размер компенсаций, которые выплачиваются банком клиенту по факту несанкционированного списания денег с карты, может сильно уменьшиться. Однако для этого банку придётся доказать, что инцидент произошёл исключительно по неосторожности клиента. Ассоциация региональных банков России подготовила соответствующие поправки в Гражданский кодекс и направила их на рассмотрение в Минфин и Центробанк. В дальнейшем АРБР планирует внести их в Госдуму.
Как сообщил «Известиям» президент АРБР, зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, такая инициатива была высказана на экспертном совете этого комитета и отражает позицию банковского сообщества. Появление этой идеи стало ответной реакцией банкиров на вступление 1 января 2014 года в силу поправок в закон «О национальной платёжной системе», согласно которым кредитные учреждения обязаны возмещать клиенту ущерб от несанкционированного списания средств после получения уведомления, что данная операция была совершена без его согласия. Однако клиент должен уведомить банк о списаниях не позже, чем через сутки после инцидента, иначе банк не обязан возмещать убытки.
Теперь, согласно предлагаемым ассоциацией поправкам, банк сам сможет подавать в суд иск о возмещении убытков клиентом. Однако и клиент может обратиться в суд в случае, если банк затянет возврат денег. По сообщению «Известий», законом об НПС не предусмотрены чёткие сроки выплаты компенсации, поэтому расторопность банка говорит лишь о том, что он дорожит клиентом. Аксаков пояснил, что новые поправки вносятся в Гражданский кодекс, а не в специальный закон об НПС.
Однако что же всё-таки скрывается под формулировкой «грубая неосторожность клиента»? По словам Аксакова, таковой считается потеря банковской карты, на который был написан PIN-код, хранение PIN-кода рядом с картой и намеренное сообщение его третьим лицам.
Сейчас, согласно закону о НПС, даже при передаче PIN-кода третьим лицам банк обязан возмещать убытки по несанкционированным списаниям с карт в полном объёме.
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов отмечает, что появление инициативы обусловлено тем, что у банков значительно возросли выплаты клиентам после принятия закона о НПС и участились случаи мошенничества.
По мнению председателя Союза потребителей России Петра Шелища, лишить клиента компенсации стоит в случае, если гражданин намеренно передал PIN-код третьему лицу, а вот если клиент потерял карту с написанным на ней PIN-кодом, убытки для него можно снизить, но не отказываться от выплат совсем.
Тем не менее, руководитель Центра правового обеспечения розничного бизнеса Бинбанка Ирина Гудкова считает, что банкам будет чрезвычайно сложно доказать, что инцидент произошёл из-за грубой неосторожности клиента, так по правилам использования банковских карт клиент обязуется хранить PIN-код карты в тайне, поэтому доказать документально, что клиент это правило нарушил, крайне сложно.

Поделиться: