14:4519.02.15

Петербургский олигарх собирается сделать электрички прибыльным бизнесом

Петербургский олигарх собирается сделать электрички прибыльным бизнесом

Холдинг "Евросиб" Дмитрия Никитина, входящий в десятку крупнейших железнодорожных операторов РФ, ведет переговоры со Смольным и с РЖД о покупке контрольного пакета акций ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК). Доля РЖД в капитале компании - 74%, Петербургу принадлежит 26%. Основная функция перевозчика - организация пригородного сообщения в семи регионах СЗФО и в Тверской области. Годовой оборот компании - около 5 млрд рублей, но ее деятельность без учета госдотаций убыточна.
Дмитрия Никитина это не смущает, он готов взять на себя все риски и социальную ответственность. По его мнению, пригородные пассажирские перевозки можно сделать прибыльным бизнесом.
Эксперты отмечают, что диверсифицировать бизнес Никитина заставляет неблагоприятная конъюнктура в секторе грузовых перевозок: грузовая база сокращается, конкуренция обостряется. На этом фоне вполне логично занять место в сегменте пригородных пассажирских перевозок, которые будут востребованы всегда и имеют существенный потенциал роста, по мнению экспертов, с 77 млн пассажиров до 90-100 млн в течение 2-3 лет.
Тем более что складывается благоприятная политическая ситуация для вхождения в капитал пригородных пассажирских компаний. Президент РФ Владимир Путин недавно обрушился с критикой на руководство РЖД, которое осмелилось отменить электрички в ряде регионов из-за больших убытков. На этом фоне руководство РЖД, возможно, охотнее откликнется на инициативу частного бизнеса. Ведь это удобный способ не только привлечь капитал в пригородные перевозки, но и переложить ответственность за неудачи на предпринимателей.
"Нам показалось возможным развивать Северо-Западную пригородную компанию. В идеальном варианте - объединить все составляющие этого бизнеса (эксплуатацию, ремонт, производство) в единое целое, чтобы создать на этой базе единую технологию работы рельсового транспорта. Все можно обслуживать непосредственно в регионе, чтобы деньги не уходили", - говорит Дмитрий Никитин.
По его словам, "Евросиб" интересует пакет акций не меньше контрольного, для того чтобы внедрять свою политику и технологии. "Мы подали заявку в РЖД на возможность приватизации и входа в капитал СЗППК. Мы понимаем всю социальную ответственность, которая ложится на оператора, в связи с чем хотелось бы иметь возможность влиять на коммерческую и техническую политику компании. Но мы также понимаем, что РЖД, как основной владелец инфраструктуры, заинтересованы и должны быть представлены в капитале компании, что, собственно, составляет предмет переговоров", - добавил миллиардер. Однако он не готов назвать объем инвестиций в новый бизнес, так как на балансе СЗППК пока еще нет имущества, необходимого для ведения деятельности.
В 2006 году в рамках реформы железной дороги ОАО "РЖД" совместно с властями субъектов Федерации начало создавать пригородные пассажирские компании. Суть бизнеса появившихся перевозчиков свелась к взиманию платы за проезд с пассажиров, а также с региональных бюджетов, которые с 2011 года выступают в роли заказчиков пригородных перевозок.

Поделиться: