По мнению АТОР, принятый Госдумой законопроект не учитывает реалии отрасли и экономической ситуации в стране
Государственная дума 25 февраля в первом чтении приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации». Однако, по мнению Ассоциации туроператоров России (АТОР), законопроект в его нынешнем виде не учитывает реалии отрасли и экономической ситуации в стране. В связи с этим АТОР направила свои предложения по изменению данного документа в Министерство культуры и профильный комитет Госдумы.
АТОР в своих предложениях настаивает на том, чтобы исключить финансовые гарантии как обязательное требование для туроператоров в сфере выездного туризма. По словам первого вице-президента АТОР Владимира Канторовича, «нормы, предложенные в законопроекте, неисполнимы. Лидирующие страховые компании в принципе не собираются страховать туроператоров. Зачем же заявлять о мифических 3% или 5% почти от полного оборота компании? Ведь очевидно, что страховка у крупных компаний должна составлять от 500 млн до 3 млрд рублей. Застраховаться на такую сумму просто не у кого. Банк тоже не даст гарантию на эту сумму».
«Таким образом, главная цель данного законопроекта - усиление защиты прав туристов - не достигается, - говорится в сообщении АТОР. - Более того, в сложившейся ситуации участники рынка будут вынуждены получать финансовые гарантии у страховых компаний типа компании «Восхождение», которая имела обязательств больше, чем смогла исполнить. И это нанесет больший ущерб потребителям и отрасли в целом. Поэтому АТОР предлагает применить иной порядок формирования финансовой ответственности туроператора перед потребителями - фонды персональной ответственности туроператоров (из расчета 500 рублей с человека) и фонд коллективной ответственности (из расчета 100 рублей с человека). Такой подход в обеспечении финансовой ответственности гарантирует от банкротства или недобросовестности страховой компании. Кроме того, потребитель будет уверен, что в любом случае может рассчитывать на компенсацию, так как деньги в фонде зарезервированы задолго до его поездки».
АТОР также считает необходимым исключить из законопроекта статьи, касающиеся обязательства турагентств работать только «от имени и по поручению туроператоров». АТОР мотивирует это тем, что «данная поправка не способствует и выработке механизмов оперативного разрешения чрезвычайных ситуаций, происходящих с российскими туристами за рубежом, а лишь декларативно защищает права туристов и косвенно ограничивает право российских граждан на отдых и свободу передвижения, о чем потенциальные туристы не замедлят громко заявить сразу же после принятия поправки. Более того, это норма ударит по всем видам отдыха, в первую очередь по внутреннему туризму, который, как известно, переживает бум. Не менее важен и тот факт, что сокращение количества турагентств приведет к потере десятков тысяч рабочих мест, что в условиях нынешней экономической ситуации еще больше усугубит социальные проблемы, и в первую очередь в регионах».
«К непредсказуемым последствиям может привести также внедрение единой информационной системы электронных путевок, - говорится в документе. - Аккумулирование в некой системе данных туристов (дата, место, сроки поездки, ФИО туристов и т.п.) противоречит целому ряду основных законов нашей страны, например п.1 ст.23 Конституции РФ («Неприкосновенность частной жизни»). Ст.137 УК РФ предусматривает ответственность за сбор, хранение и передачу третьим лицам сведений о частной жизни граждан, а отдых - это частная жизнь. Закон «О персональных данных» строго регламентирует сбор и хранение персональных данных граждан, а в системе предполагается именно собирать и хранить персональные данные туристов. Нет сомнения, что граждане будут против такой системы, при том, что гарантировать сохранность данных в ней никто не сможет».
Как отметил Канторович, «идея «электронной путевки» еще находится на стадии обсуждения, а усилиями заинтересованных ведомств уже предусмотрено выделение на нее десятков миллионов рублей. В нынешней ситуации куда более целесообразно потратить средства на продвижение за рубежом России как туристического направления - курсы валют делают нашу страну сейчас как никогда экономически выгодной для путешественников-иностранцев».
Отчасти с мнением туроператорского сообщества, высказанного АТОР, согласились в комитете по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы. В заключении комитета по проекту закона подчеркивается, что «ряд норм, содержащихся в текущей редакции законопроекта, может фактически повлечь за собой сворачивание легального туроператорского и турагентского бизнеса в Российской Федерации, а также бизнеса ряда авиапредприятий».