13:4510.03.15

Патриотизм воспитают ненавязчиво и без «нафталина»

Патриотизм воспитают ненавязчиво и без «нафталина»

Общественная палата РФ готовит программу патриотического воспитания россиян (проект есть в распоряжении «Известий»), которая предлагает новые подходы, учитывающие психологию подрастающего поколения. Документ будет направлен в Министерство образования и науки РФ. Общественники надеются, что часть предложений сможет войти в разрабатываемую ведомством госпрограмму «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». Кроме того, программа может стать руководством к действию для представителей образовательных учреждений. В Минобрнауки отметили, что готовы рассмотреть предложения ОП.
- К сожалению, зачастую инициативы, направленные на патриотическое воспитание населения, отдают нафталином. Мы видим подходы, которые были описаны и широко применялись еще в Советском Союзе. К примеру, они четко прослеживаются в работе завучей в школах, которые учились в «старых» педагогических вузах, или студенческих советов. Сегодня необходимо признать, что эти подходы устарели и требуются новые. Чтобы вырастить настоящих патриотов, школьников необходимо учить патриотизму не по учебникам, а знакомить с настоящими героями, которые живут среди нас и создают современную историю, - отметил один из авторов концепции программы, член Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов. «Патриотизм не должен быть навязчивым, поскольку в таком случае вызывает только отторжение. Не нужно уходить от реалий современной жизни, важно учитывать интересы подрастающего поколения - их привязанность к соцсетям и всевозможным гаджетам и в то же время желание быть полезными, как-то выделиться и реализоваться среди сверстников», - говорится в проекте программы.
Одна из инициатив проекта программы - введение в школах уроков патриотизма. Причем имеются в виду не повторение уроков истории. Предлагается максимально уйти от теории и познакомить детей с современными героями. Для этого организовывать периодические экскурсии в РАН, на киностудии, в центры подготовки олимпийских чемпионов и т. п.
- У нас есть Герои России и Герои Советского Союза. Это, безусловно, заслуженные люди, которые могут рассказать детям о значимых для страны событиях, произошедших 30-40 лет назад. Но молодежи также необходимо знать современную историю, видеть то, что происходит сейчас. И если мы хотим воспитать подрастающее поколение, опираясь на современные реалии и тенденции, нам нужны современные герои. Они станут некими точками опоры для наших школьников, смогут показать им технологии успеха, какие-то прикладные вещи. В конце концов, смогут говорить с ними на их языке, - рассказал Чугунов.
В программе большое внимание уделяется работе с современными социальными медиа. По мнению общественников, учителя должны научиться правильно преподносить школьникам события, в том числе на различных интернет-площадках, чтобы они были им понятны и интересны, а также научить детей и подростков использовать социальные сети для собственного роста, объяснить, как не потеряться в информационной войне.
Еще одна тема программы - это развитие детского гражданского активизма. В проекте программы говорится о том, что «необходимо донести до ребенка, что патриотизм начинается не с любви к родине как к чему-то абстрактному. Патриотизм - это когда ты не мусоришь у около своего подъезда, когда начинаешь с самого себя, а не с кого-то другого. Это более прикладные, приземленные вещи, которые в совокупности дадут гораздо больший эффект».
Также в программе описаны подходы к развитию детского внутреннего туризма, поскольку «патриотизм - это любовь к малой родине». Важная часть программы - предложения по работе с детскими издательствами и школьными библиотеками. В частности, предлагается сделать рейтинг книг по патриотическому воспитанию и переиздать часть из них с более яркими и привлекательными обложками. В Общественной палате уже готовится к изданию книга о Героях России, один из авторов которой - первый заместитель секретаря ОП Вячеслав Бочаров. Издание будет распространяться по российским школам.
В ближайшее время концепция программы патриотического воспитания будет представлена на общественных слушаниях, в рамках которых эксперты профильных ведомств, депутаты Госдумы и представители различных молодежных организаций смогут внести свои дополнения.
В проекте программы говорится, что одна из ее задач - «грамотно отделить патриотизм от национализма и любых проявлений агрессии, ксенофобии. Зачастую, прикрываясь патриотизмом, детей уводят в крайне правую или, напротив, левую сторону. Патриотизм - очень «нежная» субстанция, сложнее всего держаться золотой середины, чтобы в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране не обидеть тех или иных чувств».
Как пояснили в пресс-службе Минобрнауки, поскольку в данный момент проект госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» находится в стадии разработки, ведомство открыто к рассмотрению любых предложений, в том числе от Общественной палаты РФ.
- На данный момент мы уже собрали большое количество предложений от федеральных органов исполнительной власти, региональных структур, общественных организаций и отдельных экспертов. После утверждения проекта программы он будет размещен для общественного обсуждения, в рамках которого будут учитываться в том числе предложения отдельных граждан, - отметили в пресс-службе ведомства.
Председатель Российского союза молодежи (РСМ) Павел Красноруцкий отметил, что готов работать с общественниками над проектом.
- Документ, который готовится в ОП РФ, я еще не видел. Но я полностью согласен с посылом, что говорить о патриотизме с нашей молодежью нужно на доступном и современном языке: социальные сети, компьютерные игры, флешмобы - всё это круто и правильно. И мы всегда используем это в своей работе. Но надо четко понимать, что это только канал подачи информации, обертка. «Игрушки» не должны подменять содержание. Мы готовы участвовать в открытых дискуссиях по вопросам патриотического воспитания со всеми, кто заинтересован, включая наших коллег из Общественной палаты РФ, - отметил глава РСМ.

Поделиться: