08:3027.03.15

Новая сказка про русалку

Новая сказка про русалку

Собирание и изучение сказок и мифов народов мира давно уже превратилось в целую науку. Учёные многих стран не одно десятилетие бьются над тем, что является истоком устного народного творчества и почему в сказках и легендах разных народов так много общего? Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг считал, что сказки и мифы являют собой структуру психологии бессознательного целых народов.
Воплощение мудрости
Австрийский психолог Зигмунд Фрейд и его последователи рассматривали сказки как проявление сексуальных комплексов.
Советский фольклорист В.Я. Пропп, находившийся под большим влиянием теорий Фрейда, утверждал, что в волшебных сказках описывается опыт некоей инициации, то есть обряда посвящения юношей в разряд взрослых мужчин.
Есть мнение, что сказка - это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла, поэтому в каждой сказке обязательно содержится серьёзный нравственный урок. Как говаривал поэт, «сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок...»
Гипотез о происхождении мифов и сказок множество, и все их объединяет убеждённость в том, что сказка является волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, а её сюжет целиком вынесен за пределы реальной жизни. Но, может быть, всё как раз наоборот? А что, если сказка (особенно волшебная сказка) является точным описанием произошедших когда-то событий? Только это описание либо слегка закодировано, либо в нём используются иные, не современные нам термины и понятия...
Попробуем разобраться.
Замужняя русалка
Наиболее часто попадаются истории о встречах с морскими девами, или русалками. Современный человек давно приучен не верить этим сказкам, но рассказы о человекообразных существах, обитающих в различных водоёмах, слишком распространены, чтобы безоговорочно от них отвернуться.
Упоминания о водных девах есть в шумерских легендах. Их описывали древние греки, викинги и индейцы майя. Знаменитые путешественники Христофор Колумб и Фернан Магеллан также рассказывали, что во время своих плаваний видели резвящихся в море русалок.
В Голландии в 1403 году после ужасной бури, уничтожившей Вест-Фрисландскую плотину, на лугу нашли морскую женщину, запутавшуюся в водорослях.Её привезли в Харлем, одели, научили вязать чулки и кланяться перед распятием. Она употребляла человеческую пищу, но говорить так и не научилась. Среди людей русалка прожила - по разным свидетельствам - то ли пять, то ли пятнадцать лет.
В Средней Азии, неподалёку от турецкого города Кара-Хисар, есть большое озеро Ойнар-гель, посередине которого из воды торчит скала. Как утверждает старинное предание, в солнечные дни на камень выходят из воды красавицы су-кызлары - наполовину девы, наполовину рыбы. Они нежатся на солнце и расчёсывают свои золотые косы. Парни целыми днями стерегут красавиц у озера, но едва русалки завидят человека, как бросаются в воду и долго не появляются.
Зато ежегодник английского приморского городка Абердин за 1658 год («Абердин Альманах») приглашал желающих посетить город, обещая, что они «непременно увидят прелестную компанию русалок, этих очаровательных созданий».
В материалах Русского географического общества, опубликованных в середине XIX века, также можно обнаружить множество свидетельств о русалках.
Складывается впечатление, что в стародавние времена встречи с русалками и всякими другими человекоподобными существами, населявшими моря и океаны, реки и озера, были достаточно частым явлением.Более того, русалки даже выходили замуж за обычных сухопутных людей.
В Калужской губернии на русалке женился пастух, сообщало «Этнографическое обозрение» в 1914 году.
Российский этнограф Д.К. Зелинин писал в 1916 году: «В деревне Мальцево Вязницкого уезда мне рассказывали о двух случаях, когда на русалках женились деревенские парни...»
Память о подобных браках имеется и в других странах. В Ирландии есть некий род Machaire, ведущий, по преданию, своё происхождение от русалки, а на Ирландском побережье есть деревня, все жители которой считают себя потомками такого брака.
Потомки человека и русалки есть и в Канаде, в одном из индейских племён. Там на протяжении нескольких поколений хранится память о вожде, который поймал русалку в реке, привёл в свой вигвам и сделал женой.
Поэтому, возможно, в основании сюжета знаменитой сказки Ганса Христиана Андерсена,в которой маленькая русалочка полюбила юного принца, лежит какая-то вполне реальная история. Благодаря этой сказке истории о русалках у многих людей вызывают вовсе не страх и тревогу перед чем-то загадочным и таинственным, а некое романтическое волнение, надежду на встречу с неизведанным и прекрасным. И если андерсеновский принц не понял, какой дар небес достался ему в руки, то современный человек к русалочьей любви отнёсся бы с большим трепетом. Вот только русалок что-то давно уже никто не встречал...
Русала не видели?
Впрочем, в наше время рыбаки не единожды вылавливали рыб, пронзённых самодельными гарпунами, сделанными из хвостового шипа ската. Они поднимали сети и доставали оттуда только что убитую рыбу с гарпунами в боках. Поскольку такие находки делались, как правило, в открытом море, то вполне уместно предположить, что это охотились мужчины-русалы. Однажды рыбакам, промышлявшим в Балтийском море, в сети попалось и человекоподобное существо с руками и рыбьим хвостом вместо ног. Но, порвав сети, оно скрылось в морской глубине.
А совсем недавно у берегов Южной Африки была выловлена белая акула, пронзённая гарпуном из жала ската. В её пасти нашли останки, очень похожие на человеческие. Рыбаков поразило то, что вместо ног у погибшего был... рыбий хвост. По всей видимости, этот
русал вступил в неравный бой с акулой и погиб, смертельно ранив её саму. Охотился ли он или защищал свою семью от кровожадной хищницы, нам не известно. Но именно рана, которую русал нанёс акуле, и дала рыбакам-людям шанс выловить опасную хищницу. Эта находка послужила основой для документального фильма «Русалки. Обнаружено тело», который сняли режиссёры Сид Беннет и Стивен Гомез в 2012 году. Фильм стал сенсацией. Только в США его посмотрело более 30 миллионов человек.
Тело русала, обнаруженное в чреве акулы, позволило учёным изучить строение водного человека. У него была крупная голова, свидетельствующая, по-видимому, о хорошо развитом мозге, глазницы располагались в передней её части, из чего можно сделать вывод, что русал обладал бинокулярным зрением, как и человек. Но в отличие от земных людей в передней части черепа русала находилась лобная линза, то есть особые жировые ткани, которые отвечают за эхолокацию, как у китов и дельфинов.
Ещё одна характерная черта морского человека - увеличенная селезёнка. Именно в ней содержится кислород, необходимый для длительных погружений в воду.
Хвостовой плавник действительно походил на плавник морского животного или рыбы, но когда учёные разрезали ткани и добрались до скелета русала, то выяснилось, что это вовсе не костный хребет, как у рыб. Это были... две сросшиеся вполне человеческие ноги.
Бывает, что человеческий детёныш тоже рождается со сросшимися ногами, которые визуально напоминают рыбий хвост. Эта патология у врачей получила название «синдром русалки», или «сиреномелия» (лат. sirenomelia). У таких детей функционирует всего одна почка и совершенно отсутствуют гениталии. Смерть, как правило, наступает довольно быстро из-за поражения внутренних органов. Согласно статистике, сиреномелия возникает довольно часто: у одного из ста тысяч новорождённых. Такая странная предрасположенность говорит о том, что земные и водные люди могут иметь некое общее начало.
Ещё важно отметить, что в славянской мифологии русалки не имели хвоста, и от обычных земных женщин отличались только тем, что жили в реке. По народным поверьям в лунную ночь русалки выходили на сушу, качались на ветвях деревьев, водили весёлые хороводы с песнями, играми и плясками. Крестьяне считали, что там, где они бегают и резвятся, и трава растёт гуще и зеленее, и хлеб лучше родится.
Откуда они пошли
Так кто же такие русалки и откуда они произошли? Исходя из собранных фактов, авторы хотят высказать одну гипотезу.
Некоторое время назад Захария Ситчин, известный писатель и популяризатор теории о палеоконтактах с пришельцами, выдвинул гипотезу об инопланетном происхождении человека. По свидетельству шумерских текстов, приблизительно 450 тысяч лет назад на Землю в поисках золота прибыли астронавты с планеты Мардук. Золото нужно было не для роскоши - потребность в нём вызывалась задачей обеспечить сохранение атмосферы на их планете. Первоначально предполагалось извлекать золото из морской воды, но этот метод не дал желаемого результата. Существовал альтернативный вариант: добывать руду в глубоких шахтах на юго-востоке Африки и затем доставлять её в Шумер для очистки и выплавки металла. Но эта работа была достаточно трудоёмкой, и в конце концов астронавты стали жаловаться на тяготы и высказывать недовольство. Разве это их дело - добывать руду в тёмных пыльных и жарких копях?
Решение проблемы предложил один из руководителей экспедиции, которого звали Эа. Он сказал, что на просторах Юго-Восточной Африки живёт существо, которое можно обучить несложной работе рудокопа. Речь шла о человеке-обезьяне, который к тому времени уже появился на Земле, но ещё не достиг уровня развития обитателей планеты Мардук.
Создать работника поручили руководителю медицинской службы Нинхурсаг. Она взяла яйцеклетку у самки человека-обезьяны и оплодотворила её спермой молодого астронавта. Затем оплодотворённая яйцеклетка была имплантирована в матку одной из женщин-астронавтов. В конечном итоге была создана совершенная модель работника, в котором был запечатлён образ пришельцев с планеты Мардук. По мнению Захарии Ситчина, так появился первый человек на Земле.
Но, по всей видимости, Захария Ситчин ошибается с периодом. Работы по извлечению золота из морской воды тоже были достаточно трудоёмкими, и астронавтам, возможно, уже тогда потребовались работники. Именно тогда с использованием знаний в генной инженерии и был создан первый на Земле ребёнок из пробирки. Вместо ног у него был рыбий хвост, что давало возможность уверенно плавать в воде. Но при этом инопланетные инженеры-медики сохранили водному человеку руки, чтобы он мог выполнять работы под водой.
Таким образом, можно сказать, что и в нас, и в русалках есть гены астронавтов с планеты Мардук. Мы - одна раса.
С течением времени, когда работы по извлечению золота из морской воды были отринуты, потребность в работницах-русалках отпала, и они были в буквальном смысле предоставлены сами себе. Несмотря на крупный мозг и способность трудиться, культура русалок не достигла высокого развития. Использованию огня, а значит, получению металлов и керамики, мешала водная среда обитания. Отсутствие в морях растений с волокнами, пригодными для прядения, помешало русалкам изобрести ткачество и одежду. Зато, по некоторым сведениям, они разводили и выращивали съедобных моллюсков и морские растения. К сожалению, найти остатки их подводных «огородов» сейчас уже не представляется возможным. Береговая линия со временем сильно изменилась, и мы просто не знаем, где искать следы поселений древних морских людей.
Тем не менее о разумной деятельности русалок свидетельствуют... дельфины.
На Земле ещё есть места, где дикие дельфины охотятся вместе с рыбаками-людьми и помогают им ловить рыбу. В бразильском городке Лагуна рыбаки заходят на мелководье и зовут диких дельфинов, и те отвечают на зов. Группа дельфинов подгоняет косяки рыбы к берегу. В нужный момент один из них переворачивается, что служит для рыбаков знаком забрасывать сети в воду. Дельфины не паникуют, они знают, что люди их выпустят, честно поделившись с ними уловом. Местные рыбаки утверждают, что такой охоте дельфинов обучили морские люди.
Почему они не идут на контакт
Но почему же водные люди не идут на более тесный контакт с людьми сухопутными?
Проблема, по всей видимости, в нас. Увидев русалку, люди тут же старались поймать её. Или убить. Чаще - убить, без особых раздумий. Потому что инстинкт «убить» у человека западной культуры включается мгновенно, от одного вида непонятного существа.
Как-то неподалёку от английского городка Экстер рыбаки вытащили на берег сеть с уловом. В ней запуталась какая-то морская тварь, которая тщетно пыталась вырваться на свободу. Чтобы наказать её за строптивость, рыбаки принялись избивать её палками. Они рассказывали потом, что «тварь эта, умирая, стонала, как человек. Глаза, нос и рот у неё оказались тоже, как у человека. Нос, правда, слегка был приплюснут...». Но главное, у неё был «хвост, как у лосося».
В 1619 году два советника датского короля Христиана IV, плывя из Норвегии в Швецию, заметили с борта человекоподобное существо, плывшее тем же курсом. Моряки бросили ему большой ломоть бекона, в котором был спрятан крючок на прочном шпагате. Попавшись на эту приманку, морской человек был втащен на палубу. Но он так громко кричал и в крике его было что-то столь угрожающее, что пугливые моряки сочли за благо бросить его обратно в море.
Ещё кто-то из рыбаков рассказывал, что однажды ударил веслом по руке запутавшейся в сетях русалки, и на весле осталась капля красной, как у человека, крови.
В журнале Scotts Мagazin за 1739 год рассказывалось о моряках английского корабля «Галифакс», которые на побережье Маврикия выловили нескольких русалок, зажарили и съели их. Мясо русалок понравилось им и напоминало телятину.
Первые путешественники-европейцы и миссионеры в Центральной Африке в своих отчётах отмечали, что туземцы отлавливали в озёрах и реках русалок и ели их.
Опыт подобных встреч, видимо, научил русалок, что ничего хорошего от людей ждать нельзя. Естественно, они всеми силами стали избегать нас. Наверное, поэтому в прошлом русалок видели куда чаще, чем сегодня.
В одном из многочисленных исследований, посвящённых русалкам, промелькнуло сообщение, что в древности между людьми водными и сухопутными даже случались войны. Не о такой ли войне Гомер сочинил ироничную поэму о войне мышей и лягушек «Батрахомиомахию»? В ней рассказывается, как один мышонок, ускользнув от когтей кошки, утолял жажду у пруда. Царь лягушек пригласил его полюбоваться на свой дворец. Мышонок сел на спину царя лягушек и поплыл в гости. Вдруг из воды поднялась гидра, царь лягушек так перепугался, что, забыв о мышонке, сидящем у него на спине, нырнул в воду. Мышонок долго боролся со смертью, но в конце концов утонул.
Мыши спешат отомстить лягушкам. Начинается битва. Лягушки и мыши сражаются с отменным мужеством, и мало кто уцелел из обоих войск. Но Зевс вступился за лягушек, послав им на помощь раков. Мыши не смогли устоять перед таким воинством и под вечер бежали с поля битвы, проиграв войну.
В славянской традиции отношение к русалкам более тёплое. Когда в Русалью неделю, следующую за Троицей, водные девы выходят на сушу, водят хороводы по полям и лугам, то сердобольные русские женщины, жалея несчастных русалок, развешивают для них на деревьях одежду, полотенца, нитки, а девушки - нарядные венки. И русалки всегда отвечают добром на добро. Если прикроешь голенького русалёнка своей одеждой, мать-русалка наградит тебя, по желанию, здоровьем, или деньгами, или даром целителя и искусного знахаря.
Встречи всё реже
Тем не менее встречи людей с русалками в последнее время происходят всё реже и реже. Возможно, их просто осталось очень мало. Трудно сказать, что тому виной - враждебность людей, или засорение морей и внутренних вод, или что-то ещё. К счастью, если судить по некоторым сообщениям последних лет, какая-то часть этих существ ещё уцелела, продолжая жить где-то в своей стихии, как и тысячи лет назад. Но при этом, с тех пор как род людской расплодился по миру, они научились таиться от нас, как научились этому звери, птицы и прочая дикая тварь.
Но мы не должны забывать, что где-то в глубине вод живёт ещё одна ветвь человеческой ­расы.

«Аргументы Недели»

Поделиться: