09:1507.05.15

Украинские школьные учебники расскажут об «агрессии России»

Украинские школьные учебники расскажут об «агрессии России»

Министерство образования Украины готовит новые учебные программы на 2016 год по истории для учеников 5-9 классов общеобразовательных школ. Как следует из пояснительной записки (есть у «Известий») украинского ведомства, уже в начале обучения предмету украинским детям предстоит заняться изучением тягот государства в новейшей истории. Среди прочего 11-12 летним украинцам расскажут и об «агрессии России» в отношении их страны.
Про февральский государственный переворот 2014 года и мифическую российскую агрессию учителям средних школ предлагается рассказать при изучении раздела «Украинское государство в XX-XXI веках». На тему «Революция достоинства. Агрессия: Россия против Украины» выделяется 1 час.
Согласно структуре программы, на изучение «Истории Украины» в 5-х классах выделяется 35 часов. Из них ведомство отводит 7 часов на изучение раздела «Украинское государство в XX-XXI веках». В эти 7 часов, помимо голодомора, украинизации, российской агрессии и революции достоинства, также включена тема «Борцы за независимость Украины: Украинская повстанческая армия (УПА), диссиденты». Таким образом, УПА, которая в годы Великой Отечественной войны участвовала в многочисленных преступлениях против мирного населения и которую Верховный суд РФ признал экстремистским формированием, будет подаваться украинским детям как светлый образ борцов за независимость.
Исходя из того, что в число борцов за независимость новые чиновники украинского Минобразования не включили советскую армию, освобождавшую Украину, в разделе «Украинское государство в XX-XXI веке» не оказалось и темы Великой Отечественной войны. Ее заменяет 1 час по теме «Украина в годы Второй мировой войны».
Детский психолог Оксана Защиринская заметила, что 5-й класс - это тот возраст, когда ребенок особенно восприимчив, легко впитывает информацию, тянется к взрослым, и выбор тем преподавания может изменить не только сознание каждого школьника, но и во многом мировоззрение всего подрастающего поколения.
- Здесь речь идет о психологическом влиянии на ментальные установки, поэтому это очень серьезно и может иметь глубокие последствия, как в случае воспитания «Гитлерюгенда» в довоенной Германии. Кроме того, не стоит упускать из виду и общую ситуацию на Украине - это единственная для жителей идеология, которую нельзя не поддерживать, и даже сомневающиеся вынуждены свою точку зрения скрывать. Естественно, всё это ускорит процесс впитывания подрастающими поколениями украинцев всех образовательных изменений, связанных с этой идеологией, - констатировала психолог.
Кроме истории XX-XXI века, разработчики новых программ озаботились и историей Древней Руси. Так, структура программы по истории содержит многочисленные упоминания термина «Русь-Украина» как названия древнерусского государства. Сам термин «Русь-Украина» был искусственно придуман и пущен в обращение одним из лидеров украинского национального движения Михаилом Грушевским и сегодня вызывает недоумение у многих историков, отмечающих, что понятие «Украина» появилось через несколько веков после исчезновения Древнерусского государства и использовать его при изучении Древней Руси неуместно.
В феврале этого года президент Украины Петр Порошенко также в своем указе о чествовании князя Владимира назвал последнего создателем «Руси-Украины», хотя ни один исторический источник не содержит подобного варианта названия государства, тем более в связке с князем Владимиром.
По мнению руководителя центра «История исторического знания» Института всеобщей истории РАН Марины Бобковой, украинские чиновники в преподавании истории больше хотят заняться идеологией и пропагандой, чем дать молодому поколению исторические знания.
- Такого сочетания слов, как «Русь-Украина», разумеется, не возникало в истории никогда. У нас один-единственный источник, который нам повествует обо всех этих событиях, - «Повесть временных лет», а также еще несколько летописей, которые практически дублируют информации из «Повести». А написание этих слов через дефис смешит еще больше, поскольку украинские историки этим допускают, что в древнеславянском языке уже пользовались и этим орфографическим символом. Разумеется, это маневр, «термин» разрабатывается и внедряется исключительно с целью пропаганды, не имеющей никакой научной подоплеки, - сказала Бобкова.
Политолог-международник Алексей Мартынов считает, что выбранный украинским минобром курс преподавания истории говорит о желании продлить сегодняшний конфликт с Россией.
- Авторство данного хода с продвижением фашистской идеологии через систему образования следует приписывать даже не украинским политикам, а их заокеанским кураторам. Именно эти люди заинтересованы в том, чтобы конфликт сегодняшнего дня не иссяк, а был спроецирован на многие поколения, - говорит политолог. - Конечной их целью является оторвать сегодняшнюю Украину от России навсегда. Лично я полагаю, что даже сегодняшний ущерб нашему добрососедству обладает таким масштабом, что на ликвидацию его последствий уйдут десятилетия.

Поделиться: