Минтранс предлагает разрешить российским авиакомпаниям овербукинг. Такая мера может помочь перевозчикам, терпящим убытки на фоне экономического спада в стране и снижения спроса на международные рейсы. Против законопроекта выступают пассажиры: они опасаются ущемления прав потребителей. Эксперты добавляют: овербукинг не страшен при наличии нормативной базы, но законопроект Минтранса нуждается в доработке.
Минтранс опубликовал на едином портале законопроект, разрешающий продажу авиабилетов в большем количестве, чем имеется свободных мест на борту самолета. Такая мера призвана поддержать страдающий от экономического спада сектор гражданской авиации в стране.
Согласно предлагаемому закону, авиакомпания получает возможность изменить договор воздушной перевозки, если у нее не получится предоставить место на рейсе или «по решению перевозчика».
В этом случае авиаперевозчик обязан проинформировать пассажира об альтернативном варианте воздушной перевозки до того пункта назначения, который указан в билете.
«При несогласии пассажира с альтернативным вариантом воздушной перевозки договор перевозки расторгается, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, и предоставляется компенсация в порядке, установленном федеральными авиационными правилами», - уточняется в документе. Конкретная сумма компенсации в законопроекте не приводится.
«Размещенный на едином портале законопроект в настоящее время проходит стадию общественного обсуждения, и данные вопросы пока находятся в проработке», - сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Минтранса.
Рассмотреть возможность перебронирования авиабилетов постановил глава кабмина Дмитрий Медведев в конце февраля 2015 года.
Закон по плану вступит в силу во втором квартале 2016 года.
За введение овербукинга ранее высказывались некоторые российские авиакомпании, в том числе «Аэрофлот». По статистике компании, на каждый рейс не приходит от 10 до 15% пассажиров. Положительно высказывались в отношении перепродажи авиабилетов авиакомпании «Сибирь» и «ЮТэйр». Против системы овербукинга выступило руководство авиакомпании «Трансаэро».
«Трансаэро» не поддерживает идею ввести в гражданской авиации России овербукинг. Более того, в компании внутренними документами запрещена подобная практика. Мы считаем, что она несправедлива по отношению к пассажирам. Такая практика может серьезно нарушить планы людей», - заявили «Газете.Ru» в пресс-службе авиаперевозчика, добавив, что авиационная инфраструктура России отличается наличием крайне малого количества маршрутов с высокой частотностью.
В 2015 году российские авиакомпании столкнулись с падением показателей прибыли из-за обесценивания рубля и сокращения спроса на международную авиаперевозку - самую прибыльную статью деятельности у авиаперевозчиков.
В феврале авиакомпании обратились к кабмину с просьбой поддержать отрасль: «обнулить» НДС в тарифах на внутренние авиаперелеты, компенсировать процентные ставки по кредитам, предоставить госгарантии, заморозить аэропортовые сборы. Частично требования авиаперевозчиков были выполнены: в начале апреля президент Владимир Путин подписал законопроект о снижении НДС на внутренние авиаперелеты с 18 до 10% сроком до конца 2017 года.
Но этих мер, скорее всего, будет недостаточно. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), убытки 35 крупнейших авиакомпаний России за период с января по апрель текущего года составили 2,2 млрд руб. Международные перевозки с января по май упали на 14,1%, до 13,84 млн человек, по данным Росавиации.
Против введения овербукинга выступают большинство авиапассажиров. Клиенты авиакомпаний опасаются, что из-за введения подобной практики они не смогут спланировать отдых, упустят стыковку следующего самолета, увеличится риск сокращения отпуска, а материальная компенсация будет несравнима с теми расходами, которые будут понесены из-за отмены или переноса рейса.
«Авиакомпания прибегает к овербукингу не от хорошей жизни. Если все идет нормально, то пассажир и не в курсе, что где-то произошел овербукинг. Проблемы начинаются тогда, когда пассажиров пришло больше, чем планировалось. Вот тут и нужно правовое регулирование», - объяснил «Газете.Ru» сотрудник Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Крамаренко. По его словам, в опубликованном Минтрансом нормативном акте вызывают удивление некоторые формулировки, в том числе возможность расторжения договора о воздушной перевозке «по решению авиаперевозчика» и отсутствие собственно термина овербукинг.
«Опубликованный акт разрешает авиакомпаниям расторгать договор «по решению авиаперевозчика», то есть по собственному желанию. Таким образом, эта норма противоречит всему Гражданскому кодексу, всему разделу об обязательственном праве», - пояснил Крамаренко.
Удивление у эксперта вызвала и формулировка об обязанности авиакомпании «проинформировать пассажира об альтернативных вариантах»:
«То есть что получается, что авиакомпания не обязуется его перевезти, а только проинформировать?
В ЕС и США, например, императивом является обязательство авиакомпании предложить пассажиру опции дальнейшего продолжения полета до места назначения, в том числе рейсами других авиакомпаний».