10:4519.08.15

Таксисты получат кодекс профессиональной этики

Таксисты получат кодекс профессиональной этики

Пассажиры такси время от времени сталкиваются с такими издержками, как пыльный салон автомобиля, нечистоплотность водителя или его хамское поведение. Для пресечения подобных вещей Общественная палата занялась разработкой подробной инструкции с правилами поведения на основе советской «Памятки по культуре обслуживания пассажиров». В частности, предлагается запретить обращаться к пассажиру на ты, курить при нем. Об этом «Известиям» рассказал автор инициативы - член ОП РФ Дмитрий Галочкин.
Как осовременить советский кодекс этики, в скором времени обсудят в палате в рамках общественных слушаний с участием представителей профсоюзных организаций таксистов и крупных таксопарков.
Со времени возникновения профессии «таксист» в России и вплоть до перестройки требования к водителям были значительно жестче, а вход в профессию более узким, чем сегодня. В связи с внушительным количеством нелегалов, занятых в сфере таксоперевозок, а также достаточно легким входом в профессию современные извозчики оказались далеки от советского идеала вежливости и обходительности.
В 1970-е годы управлением легкового автомобильного транспорта для столичных водителей такси была разработана «Памятка по культуре обслуживания пассажиров», которая и служила для них своего рода кодексом этики. Этот документ общественники предложили внимательно изучить при разработке современного аналога.
В той советской памятке говорилось, что «совершенно недопустимо панибратское обращение к пассажиру на ты, грубая манера разговаривать, назойливость. Водитель такси нарушает при этом и должностную инструкцию, и все нормы этики, когда, вместо того чтобы приветливо открыть перед пассажиром дверцу машины, пренебрежительно спрашивает: «Тебе куда?»
Помимо откровенно грубого поведения водителю запрещалось в поездке вести разговоры «за жизнь». Инструкция предупреждала, что он совершит профессиональную бестактность, если «по собственной инициативе вступит с пассажиром в разговор, не имеющий непосредственного отношения к поездке». Если же клиент сам решил поинтересоваться чем-либо, то водитель должен постараться помочь решить возникший вопрос.
«Советский кодекс» также не позволял курить в присутствии пассажира и открывать окна без его разрешения. В конце поездки необходимо было проследить, чтобы пассажир не забыл в машине свои вещи.
Не так давно член Общественной палаты РФ, председатель Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности Дмитрий Галочкин уже говорил о необходимости разработки профессионального стандарта для водителей такси, который предусматривал бы проверку на судимость. В этот раз общественник решил сосредоточиться на повышении культуры поведения современных извозчиков.
- Таксисты - это лицо любого города, и по их обслуживанию гости судят о нем. Впереди у нас чемпионат мира по футболу, который пройдет в столице и ряде других городов. Считаю, что было бы совершенно правильно включить «Памятку по культуре обслуживания пассажиров» в перечень документов, который должен быть у водителя такси. Выдавать ее можно было бы при оформлении на работу, - отметил Дмитрий Галочкин.
Разумеется, «советский кодекс» предлагается переработать, учитывая современные реалии, а также распространить не только на Москву, но и на другие крупные города с большим количеством таксомоторных парков.
- Для современного таксиста надо обязательно расшифровать, что такое «вежливое» и «культурное» поведение. У вежливости в этом случае должны быть конкретные критерии оценки. Например, это может быть список рекомендованных фраз. Кроме того, необходимо решить, стоит ли включать в кодекс знание разговорного английского, чтобы водитель мог без труда объясняться с иностранцем, - добавил общественник.
Что касается механизма распространения памятки, тут на помощь должны прийти профсоюзы, работодатели и региональные департаменты транспорта.
По мнению председателя профсоюза столичных таксистов Вячеслава Смирнова, такая памятка нужна, только каждый пункт нужно прорабатывать совместно с профсоюзами, которые знают ситуацию в такси изнутри. Например, необходимо решить, кто будет контролировать исполнение кодекса.
- У нас совершенно не проработан сервис «разбора полетов» между пассажиром и водителем. Например, в таких популярных веб-сервисах, как «Яндекс.Такси» и GetTaxi, всегда виноват водитель. К примеру, если невменяемый пассажир поставит ему низкую оценку, никто разбираться не будет. Еще нужно понимать, что нельзя создать рекомендации на все случаи жизни. В некоторых ситуациях водитель лучше знает, как поступить, - отметил Вячеслав Смирнов.
Эксперт рассказал, что профсоюзы уже пытались разработать кодекс таксиста, обязывающий водителя быть вежливым и уметь находить общий язык с пассажиром.
- Сейчас основная задача водителя - заработать побольше денег. К тому же в такси задействовано много людей разных национальностей, которые живут по своим законам. Их общение с пассажирами оставляет желать лучшего, хотя среди них есть замечательные таксисты, которых ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, - добавил председатель профсоюза столичных таксистов.
По его мнению, чтобы кодекс работал, было бы разумно выдавать лицензию не на машину, а на конкретного водителя, а также подключить к «воспитательной работе» профсоюзы.
Депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по транспорту Александр Старовойтов отметил, что в современной России для профессии таксиста нет даже профстнандарта.
- Действительно, всё новое - это хорошо забытое старое. В советские времена готовили настоящих профессионалов: существовали школы для таксистов, был грамотно выстроен процесс обучения. Будущие таксисты изучали техническое устройство автомобиля и учились хорошо ориентироваться в городе. Сам процесс обучения занимал от нескольких месяцев до полугода, - отметил законодатель.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

16:51Спасти АЗС«ЛУКойл» может только подорожание бензина на 5 рублей

16:46За сбыт героина жителя Мурманска приговорили к 9 годам колонии

16:28В Мурманской области три дороги закрыты из-за непогоды

16:11Житель Кандалакши украл у 79-летней пенсионерки «взятку для полицейских»

16:06Детские автокресла признали необязательными

15:48На круглом столе в мурманской Облдуме обсудят шестимильную зону

15:31Мужчина из Кировска зарезал знакомого, пустившего к себе пожить

15:15Сотовые операторы заговорили на китайском

15:00Мурманчанка сообщила мошеннику пароль от онлайн-банка и перевела ему 400 тыс.

14:43Догхантеры атаковали Оленегорск: двух собак отравили изониазидом

14:28Пенсионер замахивался саперной лопаткой на 20-летнего жителя Кандалакши

14:11Мурманские делегаты рассказали в Рованиеми об опыте содержания дорог

14:05Государство потеряло 100 млрд рублей в банках

13:53Повреждение кабеля стало причиной отключения светофора в Мурманске

13:38«Встречная полоса» в Мурманске: автоинспекторы провели тысячу профилактических бесед

13:21У мурманского бизнесмена вскрыли квартиру в Петербурге и вынесли ценностей на 7 млн

13:07Военнослужащий из Мурманска отказался после ДТП пройти тест на алкоголь

12:53Пристав из Полярного заняла 2 место по спортивному рыболовству

12:29В Коле на пешеходном переходе иномарка сбила мужчину

12:15В Мурманской области перекрыты две дороги для большегрузов

11:59В Териберке из-за метели отключилось электричество

11:40В Мурманской Облдуме обсудили жилищный вопрос уволенных с военной службы

11:31Авиаперевозчики бьют тревогу из-за качества топлива

11:17Школьников из Кандалакши унесло на льдине в залив Белого моря

Все новости