10:4519.08.15

Таксисты получат кодекс профессиональной этики

Таксисты получат кодекс профессиональной этики

Пассажиры такси время от времени сталкиваются с такими издержками, как пыльный салон автомобиля, нечистоплотность водителя или его хамское поведение. Для пресечения подобных вещей Общественная палата занялась разработкой подробной инструкции с правилами поведения на основе советской «Памятки по культуре обслуживания пассажиров». В частности, предлагается запретить обращаться к пассажиру на ты, курить при нем. Об этом «Известиям» рассказал автор инициативы - член ОП РФ Дмитрий Галочкин.
Как осовременить советский кодекс этики, в скором времени обсудят в палате в рамках общественных слушаний с участием представителей профсоюзных организаций таксистов и крупных таксопарков.
Со времени возникновения профессии «таксист» в России и вплоть до перестройки требования к водителям были значительно жестче, а вход в профессию более узким, чем сегодня. В связи с внушительным количеством нелегалов, занятых в сфере таксоперевозок, а также достаточно легким входом в профессию современные извозчики оказались далеки от советского идеала вежливости и обходительности.
В 1970-е годы управлением легкового автомобильного транспорта для столичных водителей такси была разработана «Памятка по культуре обслуживания пассажиров», которая и служила для них своего рода кодексом этики. Этот документ общественники предложили внимательно изучить при разработке современного аналога.
В той советской памятке говорилось, что «совершенно недопустимо панибратское обращение к пассажиру на ты, грубая манера разговаривать, назойливость. Водитель такси нарушает при этом и должностную инструкцию, и все нормы этики, когда, вместо того чтобы приветливо открыть перед пассажиром дверцу машины, пренебрежительно спрашивает: «Тебе куда?»
Помимо откровенно грубого поведения водителю запрещалось в поездке вести разговоры «за жизнь». Инструкция предупреждала, что он совершит профессиональную бестактность, если «по собственной инициативе вступит с пассажиром в разговор, не имеющий непосредственного отношения к поездке». Если же клиент сам решил поинтересоваться чем-либо, то водитель должен постараться помочь решить возникший вопрос.
«Советский кодекс» также не позволял курить в присутствии пассажира и открывать окна без его разрешения. В конце поездки необходимо было проследить, чтобы пассажир не забыл в машине свои вещи.
Не так давно член Общественной палаты РФ, председатель Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности Дмитрий Галочкин уже говорил о необходимости разработки профессионального стандарта для водителей такси, который предусматривал бы проверку на судимость. В этот раз общественник решил сосредоточиться на повышении культуры поведения современных извозчиков.
- Таксисты - это лицо любого города, и по их обслуживанию гости судят о нем. Впереди у нас чемпионат мира по футболу, который пройдет в столице и ряде других городов. Считаю, что было бы совершенно правильно включить «Памятку по культуре обслуживания пассажиров» в перечень документов, который должен быть у водителя такси. Выдавать ее можно было бы при оформлении на работу, - отметил Дмитрий Галочкин.
Разумеется, «советский кодекс» предлагается переработать, учитывая современные реалии, а также распространить не только на Москву, но и на другие крупные города с большим количеством таксомоторных парков.
- Для современного таксиста надо обязательно расшифровать, что такое «вежливое» и «культурное» поведение. У вежливости в этом случае должны быть конкретные критерии оценки. Например, это может быть список рекомендованных фраз. Кроме того, необходимо решить, стоит ли включать в кодекс знание разговорного английского, чтобы водитель мог без труда объясняться с иностранцем, - добавил общественник.
Что касается механизма распространения памятки, тут на помощь должны прийти профсоюзы, работодатели и региональные департаменты транспорта.
По мнению председателя профсоюза столичных таксистов Вячеслава Смирнова, такая памятка нужна, только каждый пункт нужно прорабатывать совместно с профсоюзами, которые знают ситуацию в такси изнутри. Например, необходимо решить, кто будет контролировать исполнение кодекса.
- У нас совершенно не проработан сервис «разбора полетов» между пассажиром и водителем. Например, в таких популярных веб-сервисах, как «Яндекс.Такси» и GetTaxi, всегда виноват водитель. К примеру, если невменяемый пассажир поставит ему низкую оценку, никто разбираться не будет. Еще нужно понимать, что нельзя создать рекомендации на все случаи жизни. В некоторых ситуациях водитель лучше знает, как поступить, - отметил Вячеслав Смирнов.
Эксперт рассказал, что профсоюзы уже пытались разработать кодекс таксиста, обязывающий водителя быть вежливым и уметь находить общий язык с пассажиром.
- Сейчас основная задача водителя - заработать побольше денег. К тому же в такси задействовано много людей разных национальностей, которые живут по своим законам. Их общение с пассажирами оставляет желать лучшего, хотя среди них есть замечательные таксисты, которых ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, - добавил председатель профсоюза столичных таксистов.
По его мнению, чтобы кодекс работал, было бы разумно выдавать лицензию не на машину, а на конкретного водителя, а также подключить к «воспитательной работе» профсоюзы.
Депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по транспорту Александр Старовойтов отметил, что в современной России для профессии таксиста нет даже профстнандарта.
- Действительно, всё новое - это хорошо забытое старое. В советские времена готовили настоящих профессионалов: существовали школы для таксистов, был грамотно выстроен процесс обучения. Будущие таксисты изучали техническое устройство автомобиля и учились хорошо ориентироваться в городе. Сам процесс обучения занимал от нескольких месяцев до полугода, - отметил законодатель.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:42В Мурманске 23 июня стартует акция по сбору маккулатуры

18:33Мурманский театр кукол взял Гран-при Международного фестиваля «Тарарам»

17:30Как изменятся тарифы за «коммуналку» для жителей Апатитов

17:29Подростка из Мончегорска осудили за амфетамин

17:07«Заполярная Венеция»: Апатиты затопило после ливня [видео]

16:44«КолАтомЭнергоСбыт» напоминает северянам о передаче показаний в июне

16:11Глава Мурманска встретился с режиссером победившей на «Старконе» короткометражки

15:26200-метровый круизный лайнер Braemar прибудет завтра в Мурманск

15:05Вмешательство прокуратуры помогло погасить долги заполярных больниц

14:56Учения Северного флота: Десантники выдержали оборону на Баренцевом море

14:45ТНТ «отрастил» усы и снова поздравил сборную победными роликами

14:30В Кандалакшском районе спустя 20 лет появится природный парк «Кутса»

13:47В отставку уходит министр образования Мурманской области Наталия Карпенко

13:28Tele2 предложила мурманским предпринимателям новые тарифы

13:18Убийцу собутыльника из Мурмашей приговорили к 13 годам тюрьмы

12:50В правительстве Мурманской области обсудят переселение из аварийных домов

12:30В Мурманск из 50-дневного похода вернулся ледокол Капитан Драницын

11:49Из гаража в Кировске эвакуировали Great Wall

11:46Сильный ливень ожидается сегодня в Мурманской области

11:35На День молодежи в Мурманске перекроют центральные улицы

11:20Военным пенсионерам разрешили носить оружие

10:55Опубликована программа мероприятий ко Дню молодежи в Мурманске

10:49В поселке Абрам-Мыс автобус улетел в кювет

10:38К августу 2019 года в Мурманске появится новая котельная

Все новости