В России создадут интеллектуальную транспортную систему

18.09.2015, 12:30 Новости / Общество

Мы настолько привыкли к окружающим нас технологиям, воспринимаем их как должное и не задумываемся, что все сферы нашей жизни становятся зависимы от Интернета вещей. Он проникает в нашу жизнь, но это происходит не через "умные дома", которые так и остались чем-то дорогим и экзотическим, а через так называемые "умные города" и "умные заводы". Эти варианты использования технологии межмашинного взаимодействия М2М для России пока только открываются, но многие эксперты считают, что будущее именно за ними.
Рынок Интернета вещей в Центральной и Восточной Европе, хотя и является достаточно узким, стремительно развивается. И важным фактором его развития станет активность со стороны госсектора. Согласно прогнозам IDC, в период до 2018 года на госсектор будет приходиться около 35% инвестиций в технологии Интернета вещей. Первоочередной задачей станет общественная безопасность и обеспечение работы экстренных служб. Другой целью станет управление городской инфраструктурой и контроль работы транспорта. В ближайшие пять лет различные датчики наполнят улицы, здания и транспорт, превратив городские районы в источники данных. Естественным последствием реализации подобных проектов станет возникновение огромных объемов данных, растущих с беспрецедентной скоростью. К ним придется относиться как к национальному активу, причем потребуется взаимодействие центральных и местных органов власти.
В России уже есть несколько проектов "умных городов". Конечно, это еще не целиком города, а где-то они еще не вполне умные, но работа в этом направлении ведется достаточно активно. Правительство РФ разработало концепцию "Безопасный город", внедрением которой рано или поздно придется заниматься всем муниципальным образованиям в стране. Например, проект создания умного и безопасного города Казань реализуют власти Татарстана. В соответствии с планом весь город в первую очередь должны покрыть беспроводные сети, затем обширная система видеонаблюдения, "умные парковки", "умные автобусы", "умное" уличное освещение и ЖКХ.
Еще один масштабный проект государства в сфере Интернета вещей - интеллектуальная транспортная система на основе технологии экстренного реагирования при авариях - "ЭРА-ГЛОНАСС".
"В полной концепции интеллектуальной транспортной системы к сети подключаются элементы дорожного полотна, дорожной инфраструктуры (светофоры, шлагбаумы, табло и др.), транспортные средства, придорожные сервисные предприятия. Автомобиль "общается" с дорогой, и водитель заранее получает предупреждения о гололеде впереди либо о быстро приближающемся по той же полосе встречном автомобиле и т.д. Информация о неполадках в механизмах автомобиля передается в ближайший сервисный центр, и его персонал готовится к приему в ремонт нового клиента (разумеется, с его согласия). Датчики давления в шинах, подключенные к сети, уже позволяют владельцам автопарков экономить на неэффективном использовании топлива: езда на колесах с неоптимальным давлением требует больше горючего", - рассказали эксперты Ростелеком.
Используются датчики и в общественном транспорте. "Автобусы, оснащенные ГЛОНАСС-трекерами, передают свое местоположение в реальном времени, а дальше эта информация аккумулируется минтрансом. Это дает, во-первых, адаптивное расписание автобусов, когда на остановках появляются данные о времени прибытия, рассчитанные на основе данных о местонахождении транспортного средства в данный момент. Во-вторых, разработчики могут использовать эти данные. Например, "Яндекс-карты" могут показывать, где сейчас находится автобус, что также дает пассажирам возможность понять, нужно ли им бежать на остановку или они успевают дойти спокойным шагом", - рассказал менеджер по продажам встраиваемых решений Intel Игорь Рудым.
Следующий пример - это система парковок, созданная по заказу государства. В крупных городах проблема парковок стоит наиболее остро. Сегодня проекты по управлению парковочным пространством города реализованы в Москве, Сочи, Екатеринбурге, на очереди Калуга, Новосибирск, Челябинск. "Система получилась действительно очень современной, и такого комплексного решения нет ни в одной другой стране. Система не просто показывает свободные места на парковке: через приложение с доступом в Интернет можно посмотреть, сколько свободных мест осталось на улицах и оплатить себе парковочное место. Более того, благодаря датчикам под парковочными местами, государство может анализировать, сколько автомобилей фактически запарковалось на парковочном пространстве, а сколько оплатило парковку, - заметил Игорь Рудым. - Уже сейчас можно не тратить время в поисках свободного парковочного места, а просто посмотреть в Интернете, какая парковка свободна, подъехать и занять место и оплатить на месте через Интернет".
Во многих домах уже работают умные счетчики, которые могут отправлять свои показания автоматически напрямую поставщику услуг. Интернет вещей в ЖКХ - это прежде всего решения для контроля расходования ресурсов и создания адаптивных систем, которые позволяют генерировать энергоресурсы в соответствии с актуальной потребностью на них. Прозрачность, которую позволяет получить Интернет вещей, легко понять на примере сбыта энергоресурсов, той же электроэнергии, например. Если на входе в каждый дом, подъезд, квартиру ставится подключенный к Интернету счетчик электроэнергии и аналогичные счетчики ставятся на различных участках сети, то легко видеть, кто сколько энергии поставил, а кто сколько потребил. Если для электроэнергетики это позволяет выявлять незаконные подключения к сети, то для тепловых сетей эффект еще более неожиданный. В холодный период потребители (офисы, жилые дома) смогут контролировать качество отопления и подтверждать свои претензии к управляющим компаниям документально (на основе показаний датчиков). Те в свою очередь будут вынуждены более внимательно относиться к качеству теплоснабжения со стороны теплогенерирующих компаний. "Если эти данные свести в единую информационную систему, то каждый из участников экономической цепочки выработки и потребления тепловой энергии сможет контролировать другого, добиваясь тем самым качества работы системы теплоснабжения в целом. Понятно, что это может быть кому-то не очень выгодно, и для внедрения такого рода решений важно участие государства", - объяснил директор центра стратегических инноваций "Ростелеком" Борис Глазков.
Основной тренд развития Интернета вещей - это подключение к сети все большего и большего количества устройств (до 50 млрд в 2020 году). Уже сейчас число устройств, подключенных к сети, превысило количество людей. Аналитики ожидают, что суммарный рост различных отраслей мировой экономики, связанный с внедрением технологий Интернета вещей, может составить до 11% ВВП к 2030 году. "Это серьезные ожидания, и чтобы они реализовались, необходима кооперация различных игроков рынка: "построить" Интернет вещей в одиночку не способно ни одно государство, ни одна крупная компания, - убежден Борис Глазков. - На западе хорошо себя зарекомендовал механизм консорциумов: когда усилия для реализации сложной кросс-отраслевой задачи объединяют разные участники: отраслевые предприятия-потребители технологий Интернета вещей, телеком-операторы, интеграторы, поставщики оборудования, научные организации, институты развития. Работа таких консорциумов носит преимущественно проектный характер: решаются прикладные задачи, поставленные промышленностью. Но параллельно нарабатывается база для стандартизации и государственного регулирования, формируются новые производственные цепочки и экосистемы участников из разных отраслей".

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

14:10Мурманский эндокринолог рассказала, как зимой поддерживать щитовидку

13:40ГАИ Мурманской области опровергла слухи об ограничении регистрации старых автомобилей

13:05Мурманский кинокритик о долгожданном блокбастере: как нас опять обманули

11:17Жители Краснощелья встретятся со следователями и чиновниками лично на приеме

10:20Свечи и вату исключаем — Мурманские росгвардейцы дали советы по украшению новогодней елки

09:30«Тревожный чемоданчик» — защита от любопытного белого медведя [видео]

08:20На выходных в Мурманской области похолодает до -32 градусов

19:27Уже шестнадцатый по счету — в Мурманске дали старт городскому турниру по боксу

18:23В Мурманской области запустили поощрительную акцию от Фонда капремонта

18:15О ките Станиславе снова заговорят — фестиваль науки стартует в Мурманске

17:33Мурманчанка заплатит 60 тысяч рублей за «насилие» над полицейскими

17:23Более 3,5 тысяч сотрудников сократили в Мурманской области в 2025 году, только 33% трудоустроено

14:02Прекрасный вариант для подачи закусок: рецепт тарталеток из 2 ингредиентов — ни тесто, ни хлеб не понадобятся

13:31В ресторанах хотят извлекать максимальную прибыль: как там заставляют гостей переплачивать — самые распространённые уловки

13:07Роскошный ужин всего за полчаса: ароматная рыба в томате — все решат, что вы провели на кухне полдня

12:30Всю жизнь ищут любовь: их сердца часто разбивают — 3 самых невезучих в любви знака Зодиака

12:06«Пока не ждите»: Аврора Киба — внезапно сообщила, что свадьба с Лепсом откладывается

11:30Уважающая себя женщина никогда не станет экономить на 5 вещах: они — основа стильного образа

Все новости