В начале 2015 года численность легковых автомобилей в Поднебесной составляла более 117 млн единиц. Проблемы с экологией в КНР и ограничения в этой области приводят к росту спроса на электрические автомобили. Электромобиль как-никак является продуктом «зеленых технологий», у него нет выброса продуктов горения или углекислого газа и ему не нужно жидкое, газообразное или твердое топливо, а только электрическая розетка и время на зарядку аккумуляторов.
Потребность в смазочных материалах у электромобиля тоже невысокая. Присутствие меньшего числа механических и движущихся частей в автомобиле за счет отсутствия двигателя внутреннего сгорания и выхлопной системы, благоприятно сказывается на времени работы транспортного средства на отказ. Между тем, как показывает опыт американского автомобильного концерна Tesla Motors, полноценные электромобили достаточно дорогостоящи в производстве и без государственных субсидий их сложно реализовывать в рознице по себестоимости с наценкой. Но их не совсем корректно сравнивать с китайскими транспортными средствами из-за того, что модели Tesla Motors относятся к премиум классу.
С точки зрения государства, электромобили крайне удобны для массового использования, ведь для них уже есть практически готовая инфраструктура в виде повсеместно распространенных электрических сетей. Это в выгодном свете отличает электромобили от другой перспективной технологии - автомобилей на топливных ячейках. Современная топливная ячейка работает на водороде. Добыча и производство одного килограмма водорода на сегодняшний день промышленным способом обходится примерно до 5 долларов. Кроме того, нужно учитывать, что сырьем и исходником для получения водорода могут быть вещества, например, природный газ, которые так или иначе оставят после себя различные примеси, например серу, которые со временем будут изнашивать топливные ячейки в транспортном средстве. Очищение водорода от примесей тоже стоит немалых денег. Транспортная инфраструктура почти во всех странах мира не готова к автомобилям с топливными ячейками. Нужно строить специальные заправочные станции, планировать логистику поставок водорода и заниматься техникой безопасности, чтобы дать водородной энергетике возможность конкурировать в равных условиях с электромобилями и автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Но вряд ли мир перейдет на топливные ячейки сегодня, когда есть более удобные в эксплуатации и обслуживании электромобили.
Иван Андриевский, к.э.н. Первый Вице-президент «Российского союза инженеров»