По мнению Елены Джанджугазовой, директора НИИ индустрии гостеприимства РЭУ им. Г.В. Плеханова, последствия девальвации рубля, а также фактическое прекращение туристического сообщения с Турцией и Египтом перекроили «карту» российского туризма в прямом и переносном смысле, повлияв как на поведение туристов, так и на основных игроков рынка туристических услуг.
Тенденция увеличения внутреннего турпотока четко обозначилась еще 2008-2009 гг. и связана она, в первую очередь, с волной интереса к природным и историко-культурным ресурсам российских регионов, а затем уже с экономическими и политическим причинам. За последние 3 года объем внутреннего туризма вырос на 30%. Подобная динамика стала возможной, в частности, за счет включения в туроборот новых российских территорий на Востоке страны, увеличения интереса к ТРАССИБУ (в текущем году планируется принять 3 тыс. только китайских туристов), росту популярности речного туризма и железнодорожных туров, а также благодаря появлению разнообразных тематических, событийных и региональных брендовых турпродуктов.
Сегмент культурно-познавательного и экскурсионного туризма (Москва, Санкт-Петербург, Казань, города Золотого кольца) стабильно растет, а вот спрос на отдых в Европе претерпевает довольно резкие колебания. Если в 2014-2015 гг. здесь наблюдался значительный спад (40-60%), то в 2016 г. ожидается рост на 20%, однако, направления и выбор турпродуктов существенно изменились: россияне чаще всего выбирают Италию, Грецию, Венгрию, Испанию, Хорватию, Черногорию, Францию и, ввиду ослабления курса рубля, предпочитают бюджетные туры с all inclusive.
К 2018 году объемы внутреннего туризма увеличатся не менее чем на 40%. Сочи и курорты Краснодарского края, Крым, Кавказские Минеральные воды - это тройка лидеров в курортном секторе, учитывая, что Россия - это по большей части северная страна, востребованность пляжного отдыха всегда будет стабильно высока. Вместе с тем, его продолжительность на российский курортах Крыма и Кавказа (активный сезон) - не более 3,5-4 месяцев, а потому спрос на зарубежные т.н. «пляжные» регионы, доступные для российских туристов, будет расти. В лидерах окажутся Греция, Испания, Таиланд, Вьетнам, Болгария. Внимание все большего количества россиян привлекают страны СНГ, например, Грузия и Абхазия.
Развитие массового туризма напрямую зависит от туристской инфраструктуры и государственной экономической политики. Создание условий и стимулов для путешествия по России, государственные дотации и субсидии могут сделать российский турпродукт конкурентным, прежде всего, по стоимости. Например, компенсация на отдых в России до 50 т.р. может повысить интерес россиян к отдыху дома. Предполагается, что такую компенсацию должны выплачивать предприятия как субсидию через возврат налогов, но этот механизм до конца еще не определен. Однако без системной работы с разными секторами туристского рынка не обойтись. Остро стоит проблема транспортной доступности и стоимость перелетов. Россия, как одна из самых больших стран мира (более 17 млн. кв. км.), нуждается в разумной тарифной политике, которая достигается демонополизацией рынка и созданием компаний лоу-костеров.
«Практика показала, что спрос на отдых и путешествия в трудные времена не исчезает, скорее происходит его «перезагрузка», что вселяет надежду на устойчивое развитие сферы туризма и гостеприимства в РФ», - отмечает Директор НИИ индустрии гостеприимства РЭУ им. Г.В.Плеханова Елена Джанджугазова.
фото vladtime.ru
-