В среду уже под конец рабочего дня раздался телефонный звонок, в трубке слышался голос явно взволнованного человека. Звонил один из предпринимателей, чей бизнес был связан с торговлей меховыми изделиями. Длинный изобилующий подробностями рассказ в итоге мог вписаться в одну короткую реплику «что делать?». И вопрос этот явно был обоснованным.
А связан он был с давней традицией «романтических» отношений нашего правительства и бизнеса. Вы, наверное, сталкивались с ситуацией, когда пара влюбленных людей находится в отношениях достаточно длительное время. В таких парах может возникнуть некий эффект привыкания, то есть ты знаешь своего партнера настолько хорошо, что он не в силах удивить тебя. От этого отношения могут стать довольно пресными и привести к дальнейшему разладу.
Но Правительство Российской Федерации не терпит пресности и по-настоящему смогло удивить, приняв Постановление «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха». За таким длинным названием скрывается еще более длинный перечень правил, которые предпринимателям предстоит исполнить.
Идея всего проекта проста. Предпринимателям предписывается осуществить маркировку как всего ранее произведенного и не реализованного товара (меховых изделий) с занесением информации о маркировке в информационный ресурс, так и чипирование вновь производимой продукции. Все указанные действия направлены на снижение количества контрафактных товаров из натурального меха и, как следствие, на заботу о конечном потребителе.
Правила пестрят красочными терминами, которые тяжело сочетаются с мехами: «информационный ресурс», «идентификатор чипа радиочастотной метки», «глобальный идентификационный номер торговой единицы» и еще много других прекрасных терминов, которые скорее относятся к технической литературе, нежели к процессу оборота мехов. На изучение и внедрение всех этих новшеств отводилось 45 суток, которые между тем истекали уже в начале октября.
Налоговая служба, назначенная руководить процессом внедрения этого проекта, разрывалась от звонков. И, хотя налоговики всячески старались помочь каждому обратившемуся, решить все проблемы они были просто не в силах.
Пробежавшись по правилам, я вспомнил, что коллеги в одном из регионов активно занимались данным вопросом и уж они-то совершенно наверняка знают ответ на извечный вопрос «что делать?». Меня с пониманием выслушали, после чего сообщили, что ответа на вопрос озадаченного предпринимателя у них также нет. Однако не преминули и «обрадовать» – по их информации, штрафовать предпринимателей, не выполнивших правила, могут начать в ближайшее время.
К слову, санкция, предусмотренная статьей 15.12 Кодекса об административных правонарушениях, по которой как раз и могут штрафовать за отсутствие маркировки, установлена в размере от 50 до 300 тысяч рублей, в зависимости от лица, совершившего правонарушение. Кроме того, законодательством «заботливо» установлена и уголовная ответственность, которая предусматривает в том числе лишение свободы на срок до шести лет. И если уголовная ответственность — это весьма маловероятный сценарий, то административная ответственность - вполне себе возможный вариант развития событий для «нерасторопных» предпринимателей.
Детальное изучение правил дает понять, что они не так страшны, как могло показаться сперва. Однако, техническая база проекта с трудом поспевала за сроками, в которые его намеревались запустить. Отсюда появились и проблемы с неработающими чипами, и эпизодические перебои с работой самого информационного ресурса.
Отлажена ли система сейчас, пока остается загадкой. Сроки внедрения системы оказались совершенно фантастическими, как и перспективы успеть осуществить всю маркировку в срок. Посему было принято решение запастись терпением и бумагами, подтверждающими факты обращения предпринимателя в уполномоченные органы. По крайней мере, в случае чего предприниматель сможет сослаться на свое добросовестное поведение.
И во всей этой спешке, было понятно только одно - иногда пресные отношения намного приятнее, чем постоянное удивление неожиданным сюрпризам.
Максим Горнаев
юрист, эксперт «Pro bono»
Уполномоченного по защите прав предпринимателей
при Губернаторе Мурманской области
Рисунок Алены Галишниковой