Представьте себе парня, который, готовясь к свиданию, приобрел новый костюм, блестящие туфли, сделал прическу, побрился, купил роскошный букет цветов, заказал и оплатил столик в хорошем ресторане и... сидит одиноко за столиком, сминая салфетки в красивые розочки. Забыл-то главное: на свидание кого-то нужно пригласить! Именно так я вижу многих начинающих предпринимателей. Да что уж там, и действующих тоже.
Не покидает стойкое ощущение, что хорошим начинаниям не хватило нескольких очень простых действий, чтобы вложенные деньги и усилия обернулись прибылью, а не тратой. Однако же с чего начинается «путь в тысячу километров», то есть предпринимательский опыт?
Если уважаемому читателю посчастливится поприсутствовать на заседаниях любой из комиссий, рассматривающих заявки на гранты для начинающих предпринимателей, то он обнаружит удивительный факт: нет ни одного бизнес-плана с убытками! Как в сказке про волшебника: произнес заклинание (читай: получил свидетельство из налоговой), и деньги рекой - ну или речушкой - сами потекут. Ан нет.
Львиная доля таких бизнес-планов почему-то совершенно не учитывает тех, ради кого все и организуется - покупателей. Это уже потом, когда открылся магазин, когда запущена линия, получен и потрачен кредит, выясняется, что продукт-то не очень и нужен, есть масса аналогов, а предложение совершенно не конкурентное.
Сегодня, когда даже сосиски можно заказать с доставкой на дом через интернет, конкурируешь не с соседней лавкой, а со всем миром. И вот сидят такие ребята, причесанные и в новом галстуке, но в гордом одиночестве.
Прежде чем решиться на запуск нового дела - неважно, какого, - следует сосредоточиться на короле королей бизнеса - предзаказе.
Из своей выставочной практики вспоминаю два хороших примера. Оба практически идентичны: предприимчивые парни забронировали себе каждый по маленькому стенду, на котором показывали посетителям (внимание!) даже не прототип, а описание на бумажке продукта, реализацией которого планировали в Мурманске заниматься.
Результаты были хорошими. В первом случае это была доработка предложения с учетом пожеланий заказчика, а во втором - прекращение работы над проектом сразу же по окончании выставки: посетители с ходу раскритиковали продукт. «Вовремя соскочил», - с радостью и без всякого сожаления сообщил мне экспонент.
Если вам согласились заплатить за еще пока только описание товара, если кто-то готов уже сегодня подписать договор на предоплату, тогда можно смело начинать: вы на верном пути. Но если планирование строить на том, что «мы сначала сделаем новый велосипед, а потом предложим его публике, авось кто купит», то тут и до беды недалеко.
Покупатель должен вожделеть, не спать ночами, ожидая того сладкого момента, когда начнет продаваться ваша новинка. Вот когда добро на свидание получено, когда в ответ на свое предложение вы видите полную одобрения улыбку, бегите за цветами и билетами в кино!
Алексей Савинцев
руководитель конгрессно-выставочной компании «МурманЭКСПОцентр»
Рисунок Алены Галишниковой