11:2604.08.11

Архангельск строит образовательный кластер

Архангельск строит образовательный кластер

Издание «Эксперт Online» опубликовало интервью с ректором Северного (Арктического) федерального университета Еленой Кудряшовой, в котором рассказывается о создании в Архангельске образовательного хаба и крупного исследовательского центра, призванного обслуживать потребности российского ВПК, нефтегазовой и лесотехнической промышленности.
- Елена Владимировна, слово «арктический» в названии университета - определяющее?

- Конечно. Университет создан для защиты российских интересов в Арктическом регионе. Стране нужны специалисты и технологии для освоения Арктики, эффективной разработки континентального шельфа. Мы создаем условия для обеспечения промышленных проектов российского Заполярья кадрами и технологическими ресурсами. В целом вся совокупность специальностей, по которым мы сегодня ведем подготовку в университете, будет востребована на арктических проектах. Ведь даже разработка шельфовых месторождений - это не только добыча углеводородов, но и создание соответствующей инфраструктуры: энергетики, дорог, строительства. Но главное - человек с его интеллектуальным капиталом.
- САФУ, если не ошибаюсь, единственный федеральный вуз в России, который объединил не только ранее действовавшие вузы, но среднеспециальные образовательные учреждения. С чем это связано?
- Более того: не только средние, но и начальные профессиональные учреждения. Это касается нашего кластера в Северодвинске. В городе, который в советское время был «закрытым», сложилась система предприятий военно-промышленного комплекса, занимающихся строительством, ремонтом и утилизацией атомных подводных лодок. А в последние годы в рамках «гуманитарной конверсии» налаживается гражданское производство - строительство гражданских судов и нефтегазовых платформ, которые будут работать на шельфе арктических морей. Этим занимаются «Севмаш», «Звездочка», «Арктика», «Северный рейд».
Еще в советское время в городе корабелов сложилась уникальная система подготовки кадров. Каждое крупное предприятие имело свое профтехучилище, действовал Северодвинский технический колледж и Севмашвтуз. Система «завод-вуз» работала во многих «закрытых» городах, но затем частично была разрушена. А в Северодвинске она сохранилась. Несколько лет тому назад система НПО с федерального уровня была переведена на региональный. В Северодвинске находятся три ПТУ, которые продолжают готовить специалистов для «оборонки». Причем подготовка там настолько серьезная, что еще на первом курсе обучающиеся по ряду специальностей подписывают протокол о допуске. Особенность обучения в этих училищах, а также в техникуме и Севмашвтузе - в том, что с первых дней студенты не только осваивают теорию, но и проходят практику на режимных объектах предприятия, одновременно являясь их работниками и даже получая зарплату. Проучившись на уровне профтеха и поработав на предприятии, они потом переходят на ступень среднего, а после - высшего профессионального образования. На северодвинских предприятиях более 80% рабочих имеют высшее образование, но при этом они прошли все ступеньки роста. У каждого персональная ответственность за свой участок работы. Военный человек, я считаю, обязан пройти все эти ступеньки. Вырастая до уровня инженера и отвечая за огромный коллектив (а на северодвинских предприятиях работают десятки тысяч людей), он должен досконально знать и понимать весь технологический процесс. Вот в этом и заключается особенность системы образования в Северодвинске. Наша задача ее сохранить.
- А как это все будет выглядеть «под одной крышей»? И вузы, и ПТУ, и техникумы...
- Северодвинский кластер состоит из двух частей. Первая - гуманитарная - включает в себя бывший филиал Поморского государственного университета, в котором реализуются гуманитарные программы (подготовка специалистов дошкольного образования, иностранные языки, юриспруденция, менеджмент). Такие специалисты необходимы городу, ведь Северодвинск изначально как моногород создавался для обслуживания предприятий ВПК. Второй частью кластера станет Институт атомного кораблестроения САФУ, который и будет реализовывать все программы профессионального образования (начальное, среднее, высшее и послевузовское) для предприятий ВПК, причем в единстве с ними.
- Подобный уникальный кластер в структуре САФУ будет сформирован только в Северодвинске?
- У нас есть еще один кластер - лесопромышленный, который тоже сложился исторически. В свое время в Архангельске был создан лесотехнический институт, который постепенно перерос в технический университет, на базе которого и был создан САФУ. Как вы понимаете, изначально лесотехнический институт создавался для обеспечения кадрами лесопромышленного комплекса страны. Наш регион всегда жил за счет леса, в советское время его даже называли «всесоюзной лесопилкой». Особенность леса, в отличие от углеводородного сырья, состоит в том, что это возобновляемый ресурс. Наряду с освоением лесных ресурсов обязательно идет их возобновление и восстановление, это непрерывный цикл. Углеводородное сырье, сколько бы десятков лет оно ни поддерживало нашу экономику, к сожалению, не возобновляемо: заканчивается то одно месторождение, то другое, люди вынуждены искать и осваивать другие запасы. А биоресурсы - возобновляемые, но по отношению к ним нужен разумный подход. У лесотехнического института, а потом и университета были налажены очень тесные связи с предприятиями ЛПК. Настолько тесные, что на некоторых предприятиях до сих пор существуют кафедры или филиалы кафедр, а руководители высшего и среднего звена имеют ученые степени и одновременно составляют костяк профессорско-преподавательского состава нашего университета. Эта традиция нами взята на вооружение, здесь мы ничего заново не делали.
- А что сделано вновь? Наверное, это касается подготовки кадров для нефтегазового комплекса?
- Институт нефти и газа существовал в Архангельске более десять лет, то есть задолго до создания САФУ. Но у него не было своего отдельного здания: кафедры кочевали по разным корпусам. Институту нужно было наладить контакты и развивать взаимоотношения с потенциальными работодателями, участвовать в крупных проектах. За этот год нам удалось заключить серьезные соглашения и начать работу по подготовке кадров для компаний «Газпром добыча шельф», «Штокман девелопмент», Total и Statoil. Все они приходят сюда, чтобы осваивать шельф арктических морей.
- Как у вас идет процесс создания малых инновационных компаний по ФЗ-217?
- На сегодняшний день создано пять новых малых инновационных предприятий, учредителем которых является наш вуз. Но проблемы существуют. Объясню почему. Технический вуз, на базе которого был создан федеральный университет, по разным причинам не поддерживал в должной мере патентную деятельность. Поэтому, к сожалению, патенты на изобретения зачастую оформлялись не на вуз, а на самих разработчиков. И часть малых предприятий в прежние годы появилась формально за пределами университета. А для того, чтобы открывать новые, как известно, нужны собственные патенты. И сегодня, по сути, мы вынуждены заниматься возвращением интеллектуальной собственности вуза.
- Но такая ситуация сложилась и в других вузах...
- Увы. Преподавателями технического университета было создано некоторое количество частных предприятий, которые использовали ресурсы вуза (лабораторное оборудование, например). Люди привыкли к этой системе. В Архангельске долгие годы существовал Центральный научно-исследовательский институт механической обработки древесины, который обслуживал интересы лесопромышленного комплекса СССР. Когда он закрылся, специалисты перешли в технический университет. И у них огромное количество патентов на изобретения и ноу-хау. Их знают и в России, и в странах СНГ. К ним обращаются, они выполняют заказы, осуществляют какие-то разработки - только это происходит не под эгидой университета, а частным образом. И вдруг появился федеральный университет, который пытается организовать работу в рамках существующих российских законов. Конкретный ученый, возможно, думает, что что-то потеряет при создании малого инновационного предприятия по ФЗ-217... Люди пока не поняли, что работая здесь, в вузе, используя его материальные ресурсы, они являются частью единого целого.
- Вам помогает то, что Алексей Кудрин учился в Архангельске и возглавляет попечительский совет САФУ?
- Да, мы очень благодарны Алексею Леонидовичу за поддержку, которая была оказана и на этапе создания САФУ, и оказывается сейчас, в период становления... Сибирский и Южный федеральные университеты возникли пять лет назад как пилотные проекты, вне конкуренции. Остальные же создавались в процессе конкурентной борьбы. Северо-Западному федеральному округу повезло - у нас два федеральных университета, в Калининграде и Архангельске. Арктический университет мог быть создан только здесь не потому, что имелись исторические предпосылки для формирования образовательного центра, но и потому, что идея создания здесь мощного университетского комплекса очень активно обсуждалась на протяжении последних 10 лет. Я прекрасно помню весь этот процесс. В 1999 году, когда был создан отдел науки и высшей школы при правительстве Архангельской области, шли мощнейшие дискуссии между ректорами вузов. Сначала все были против этой идеи, но потом осознали, что нужно объединять усилия. Нас поддержал губернатор Илья Михальчук. Когда к нам приехали эксперты из Москвы и Питера, они увидели объединившееся общество вокруг этой идеи и проработанную концепцию и другого решения принять и не могли.

Поделиться: