В последнее время развитию туризма в Мурманской области уделяется много внимания. По заверениям регионального правительства в ближайшем будущем туристическая сфера должна стать основой экономики региона. Но, как отмечают эксперты, туристическая отрасль Кольского полуострова находится только на начальном этапе развития, которое идёт крайне медленно. Туризм в области выживает сегодня только за счёт энтузиастов, которые стараются что-то сделать собственными силами, чтобы привлечь внимание к нашему краю.
Например, на прошлой неделе на территории Лапландского заповедника открылся туристско-информационный центр города Мончегорска, созданный усилиями Кольской горно-металлургической компании, выделившей средства на реконструкцию здания под ТИЦ, и за счёт средств проекта «Государственно-частное партнёрство в сфере туризма в Баренцев Евро-Арктическом регионе» на 2011-2012 годы (БАРТ - международная аббревиатура. - Авт.).
В этом проекте участвует 12 партнеров и 8 ассоциативных партнёров из Финляндии, Швеции, Норвегии и России (Мурманская и Архангельская области). Общий бюджет проекта 921523,982 евро. Региональным координатором проекта выступает Мурманский государственный гуманитарный университет.
Руководитель проекта Мари Вяхякуопус считает, что для успешного развития туристической отрасли Мурманской области необходима развитая инфраструктура. «Как правило, отдыхать на Север люди едут из дальних регионов и стран, они хотят быть уверены, что для них здесь будут доступны мобильная связь, Интернет, транспорт, магазины и места для ночёвки. Это элементарные потребности, удовлетворить которые сегодня можно не на всех объектах туризма нашего региона, - отметила Мари Вяхякуопус. - Чтобы эффективно регулировать развитие инфраструктуры, необходимы сведения о потребностях приезжающих».
В этой связи, как считает руководитель проекта БАРТ, необходимо проводить мониторинг инфраструктуры туризма и потоков туристов. Прогноз потоков туристов разных классов определяет направления развития инфраструктуры туризма. В ближайшее время сотрудниками информационного центра запланировано всестороннее социологическое исследование субъектов предпринимательства, работающих в сфере туризма, итоги которого позволят сформировать четкую стратегию развития туризма на территории Баренц-региона.
Не последнюю роль в данном исследовании должен сыграть туристско-информационный центр города Мончегорска. Как «лаборатория» исследований в области туризма на территории Мурманской области ТИЦ города Мончегорска в перспективе потенциально способен стать объединяющей организацией предпринимательских структур и общественных организаций, способной не только позиционировать турпродукты Мурманской области и Мончегорска в частности, но и специализироваться на разработке и реализации мероприятий и экскурсий.
На практике это означает развитие моделей сотрудничества в сфере туризма в Баренц-регионе между образовательными учреждениями, региональными властями, предприятиями (турагентствами и туроператорами) и организациями, оказывающими поддержку туристическому бизнесу.
Несмотря на медленное развитие туристического бизнеса в Мурманской области, заместитель директора Лапландского заповедника по туризму и рекреации Виктория Фролова уверена, что в целом ситуация улучшается.
«Маленькими шагами, но мы идём к цели - сделать туристическую отрасль основой экономики Мурманской области, - отмечает Виктория Фролова. - Если десять лет назад финны, приезжавшие в Мурманскую область, возмущались состоянием наших дорог и отказывались сюда ехать снова, то сегодня наши соседи-скандинавы с большим удовольствием, посещают Мурманскую область. Дороги находятся в удовлетворительном состоянии, почти везде есть мобильная связь, в каждом городе есть объекты размещения. Пока ещё, к сожалению, у нас нет кэмпингов - объектов дешёвого размещения, но мы над этим работаем». По мнению Виктории Фроловой, особенно важно, что стали появляться туроператоры, которые работают на приём гостей в регионе, а не на их вывоз в тёплые края.
В работе туристических компаний Мурманской области имеющийся потенциал используется недостаточно и неэффективно вследствие элементарного отсутствия единого информационного пространства и разобщенности деятельности участников туристического кластера. Виктория Фролова убеждена, что сегодня представителям туристической отрасли не хватает скоординированности.
«Не секрет, что мы, представители туристической отрасли, очень редко встречаемся друг с другом, порой не знаем, что происходит у соседа, а это важно, - сказала Виктория Фролова. - Информационные центры, подобные открывающемуся на территории Лапландского заповедника, помогут нам обмениваться информацией, решать проблемы, разрабатывать совместные проекты. Нам следует вести работу в направлении международного сотрудничества и с центрами Баренцев Евро-Арктического региона в Финляндии, Норвегии и Швеции».
Ранее эксперты отмечали, что в первую очередь необходимо организовать оперативное взаимодействие между участниками рынка и повысить уровень информационного обеспечения, поскольку сегодня уровень взаимодействия и координации крайне низок.
Кадровый вопрос также актуален для сферы туризма. Проблемы квалификации гидов и кадрового обеспечения как такового стоят достаточно остро. Сегодня, чтобы быть гидом, нет необходимости получать какие-либо сертификаты соответствия и прочее. Поэтому фактически нет инструментов для конкурирования, нет инструментов для отбора профессиональных кадров. Самое интересное состоит в том, что многие гиды, работающие в компаниях или индивидуально, готовы повысить свою квалификацию, чтобы получить хоть какой-то документ, удостоверяющий их профессионализм в своей сфере деятельности, но этого просто негде сделать.
Теперь благодаря созданному мончегорскому туристско-информационному центру часть этой проблемы может быть решена. ТИЦ будет способствовать обучению и стажировке гидов, так как сегодня обучением и сертификацией специалистов этого направления никто не занимается.
Несмотря на тот большой перечень задач, которые призван решать вновь открытый информационный центр, этого недостаточно, считает директор по развитию Лапландского института по туризму Эйя Линна. Необходимо задуматься над уровнем услуг, которые оказываются туристическими компаниями, над теми условиями, которые они создают, считает она.
Работа в рамках проекта БАРТ предполагает в большей степени научно-исследовательскую деятельность, в которой задействованы ведущие высшие учебные заведения Баренц-региона, главная задача которых проанализировать текущую ситуацию и оценить потенциал и перспективы развития туризма в странах - участницах проекта. Ведущий партнер проекта - Университет прикладных наук Рованиеми (Финляндия) представил новый проект - БАРТ-2, который является идейным продолжением БАРТ-1 и предполагает привлечь в свои ряды представителей малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и реализовать часть практических мероприятий. Например, было предложено организовать мультиязычный web-сайт о туристическом потенциале Баренц-региона; совместную деятельность национальных природных парков и заповедников стран - участников Баренц-региона в сфере экологического просвещения; провести разработку цикла краткосрочных образовательных курсов повышения квалификации для специалистов индустрии туризма.
Сегодня очевидно, что туристическая отрасль является более, чем перспективной - по сути, непаханое поле, где можно реализовать массу идей. Но, как уже отмечалось ранее, все эти идеи реализуются лишь отдельными энтузиастами. На «круглом столе», который состоялся весной этого года в Апатитах, заведующая сектором туризма министерства экономического развития Мурманской области Ольга Кузнецова заявила, что в настоящее время в нашем регионе формируется реалистичный подход к туризму и пониманию его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития региона. На развитие туризма Мурманской области в текущем году было выделено 22 млн рублей. Где эти деньги и во что они вкладываются, в настоящий момент не ясно - многие громкие и крупные проекты реализуются либо за счёт личных средств инициатора того или иного проекта или же на средства разного рода международных объединений или организаций.
Сотрудничество Лапландского заповедника с администрацией Мончегорска является чуть ли не исключением. Открытие ТИЦ в Лапландском заповеднике - позитивный пример сотрудничества заповедной территории с администрацией муниципалитета. Конструктивное сотрудничество Лапландского заповедника с администрацией города Мончегорска и градообразующим предприятием КГМК - один из немногих примеров в России гармоничного сочетания устойчивого развития региона. Жаль, что такие случаи всё же единичны.

Поделиться: