09:0129.08.11

Астрономы впервые сняли звезду, убитую черной дырой: остатки летят к Земле с почти световой скоростью

Астрономы впервые увидели остатки звезды, поглощенной черной дырой - язык, протянувшийся на сотни миллионов световых лет. Такие растянутые в пространстве скопления материй в астрономии известны как релятивистские струи. Уникальность открытия в том, что общественности впервые предъявлена релятивистская струя, возникшая именно в результате воздействия черной дыры.
Еще в конце марта 2011 года телескоп Swift американского национального космического агентства выявил в созвездии Дракона источник мощного рентгеновского излучения, сообщает сайт NASA. Этот источник получил условное наименование Swift J1644+57.
Оказалось, что астрономы имеют дело с результатом пробуждения дремавшей ранее черной дыры, которая растерзала на части и поглотила звезду. Галактика, в которой это непосредственно произошло, находится так далеко, что отсветы этого события достигли Земли примерно 3,9 млрд лет спустя.
Большинство галактик, включая нашу, имеют в своем составе черную дыру огромных размеров, масса которой превышает массу Солнца в миллионы или даже в миллиарды раз. Новые исследования показывают, что объект Swift J1644+57 в два раза тяжелее черной дыры, расположенной в центре Млечного пути и весящей в 4 млн раз тяжелее Солнца.
Когда звезда попадает в зону притяжения черной дыры, ее разрывает на части. Составляющий ее газ сжимается в некий диск, который, вращаясь вокруг черной дыры, быстро разогревается до температур миллионы градусов. Причем газ, находящийся во внутренностях диска, ввинчивается в черную дыру, а быстрое вращение и магнитное воздействие создают своеобразные воронки, через которые некоторые частицы могут покинуть объект. Потоки частиц двигаются со скоростью, составляющей около 90% от скорости света, вдоль оси вращения черной дыры. NASA на своем сайте подготовило схему поглощения звезды черной дырой и последующего образования релятивистской струи, а также видеореконструкцию этого явления.
Данная релятивистская струя направлена в сторону Земли. Длина релятивистских струй может достигать сотен тысяч световых лет.
Ученые из Университета штата Пенсильвания и Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики уточнили, что поток вещества, оставшегося от звезды после ее поглощения звездой, движется со скоростью в 99,5% от скорости света. При этом излучение от потока остается столь мощным, что радиотелескоп Swift, оказавшийся у него на пути, сможет наблюдать его до следующего года. Свою работу они подытожили в двух статьях, опубликованных 25 августа журналом «Nature», сообщает www.oilru.com.

18:03Мурманск попал в тройку городов-фаворитов «Часа Земли»