13:2419.09.11

Николай Григорьев: «Первая фаза освоения Штокмана в 2017 году потребует более 10 судов-газовозов»

Николай Григорьев: «Первая фаза освоения Штокмана в 2017 году потребует более 10 судов-газовозов»

«Газпром» готовится к освоению крупных газоконденсатных месторождений. При этом стратегия компании направлена на полный контроль над всей логистической цепочкой транспортировки газа, что подразумевает создание флота танкеров-газовозов и управление им. О том, каким образом будет реализовываться этот проект, ИА «ПортНьюс» рассказал директор по морским перевозкам Gazprom Marketing&Trading Николай Григорьев. 
- Николай Юрьевич, в настоящее время «Газпром» эксплуатирует 4 газовоза СПГ. А какова общая потребность компании в таких судах?
- Если говорить только о «Газпроме» (газовые проекты реализуются и другими компаниями), то, по самым скромным прикидкам (так как еще не уточнены объемы и рынки сбыта), для двух проектов - Штокмановского газоконденсатного месторождения и расширения Сахалин-2 - потребность составляет минимум 40 судов. Причем первая фаза освоения Штокмана в 2017 году потребует более 10 судов. Этот флот нужно будет начинать строить  уже через 1-2 года.
- Суда будут строиться на иностранных или на российских верфях?
- Недавно были заказаны два судна-газовоза, которые будут строиться на верфи STX для ОАО «Совкомфлот», у которого мы их возьмем в тайм-чартер. Этот проект станет в какой-то степени «опытной лабораторией» для развития кооперации между российской «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК) и корейскими судостроителями. В частности, российские судостроители будут проходить программы повышения квалификации на южнокорейских верфях, будет происходить и обмен технологиями. Мы надеемся, что ОСК построит новую верфь на о. Котлин, о создании которой сейчас ведутся плотные переговоры между ОСК и STX. Отмечу в данной связи, что для первой фазы освоения Штокмана планируется разместить заказы на линейку из 12 судов, что создает коммерческий горизонт для принятия решения по строительству указанной верфи для инвесторов. Мы будем способствовать тому, чтобы доля российских предприятий в выполнении заказов на газовозы росла с каждым новым судном.
- Какова приблизительная стоимость современного танкера сжиженного природного газа (СПГ)?
- Рыночная стоимость судна определяется путем переговоров.  Сейчас, если верить отчетам брокеров, стоимость судов растет и газовоз, аналогичный тому, что был заказан для «Совкомфлота», стоит сейчас порядка $220-230 млн в зависимости от комплектации. Я не учитываю здесь то, что суда, которые будут работать для Штокмана, Сахалина и других проектов, потребуют дополнительное зимнее усиление, что увеличит их стоимость еще на несколько миллионов долларов.
- Как будет выглядеть логистика экспорта СПГ? Предусматривается ли использование иностранных терминалов СПГ при освоении Штокмановского месторождения?
- Поблизости от этого месторождения имеется один норвежский СПГ-терминал, но использование иностранных перевалочных комплексов проектом не предусмотрено. Планируется контроль всей логистической цепочки экспорта СПГ от платформы до конечного потребителя. «Газпром» вместе с иностранными партнерами будет заниматься разработкой месторождения, газ пойдет на берег в порт Териберка по трубопроводу, где будет построен современный комплекс по сжижению газа. Также там будет находиться отдельный модуль по очистке газа и выделению конденсата - это еще один тип груза. В Териберке планируется создать довольно сложный современный портовый комплекс.
Наша компания, которая занимается торговыми операциями, будет покупать этот груз, вывозить его и осуществлять продажу на мировых рынках.
- Планируете ли вы в дальнейшем также брать суда в чартер у ОАО «Совкомфлот» или получать их в управление через какие-либо иные схемы?
- Как торговая компания, мы не хотим брать на себя задачу владения флотом, поскольку это отдельный и сложный вид деятельности. Но на условиях долгосрочного тайм-чартера мы осуществляем коммерческий контроль над флотом - и эта формула на протяжении нескольких лет работала и доказала свою жизнеспособность. Сейчас мы оперируем не только танкерами СПГ, но и танкерами для перевозки сжиженного углеводородного газа, нефти, конденсатов, а также балкерами. 
Все четыре газовоза СПГ, которыми мы сейчас управляем, принадлежат иностранным владельцам. Дело в том, что, когда мы начинали свою деятельность, все суда, которые были у «Совкомфлота», находились в долгосрочной аренде у других клиентов. Поэтому нам и пришлось воспользоваться услугами иностранных судовладельцев. Но сотрудничество с «Совкомфлотом» для нас принципиально важно. И те два газовоза, о которых я говорил выше - это только начало сотрудничества. Ведь без партнерской работы, без взаимовыручки и помощи поднять такие масштабные проекты, как строительство и владение более чем 40 судами, будет невозможно. 
- Ваша компания проспонсировала создание современной аудитории в ГМА им. Макарова по подготовке специалистов-судоводителей для работы на танкерах СПГ. Планируете ли вы продолжить финансирование подготовки необходимых вам специалистов?
- Знаковые проекты - Ямал, Штокман, Сахалин, Приразломная - заработают через несколько лет, флот для них можно построить за 3-4 года. Но для того, чтобы подготовить квалифицированного танкериста, нужны годы, может даже 10 лет, чтобы довести курсанта до капитанского диплома.  Поэтому заниматься этим нужно уже сейчас.

 

 

Поделиться: