17:2929.09.11

Пер Кьернес: «Норвегия чувствует себя увереннее в Арктике после заключения с Россией Договора о разграничении морских пространств в Баренцевом море»

Пер Кьернес: «Норвегия чувствует себя увереннее в Арктике после заключения с Россией Договора о разграничении морских пространств в Баренцевом море»

О возможностях и задачах компаний-поставщиков в контексте освоения Арктики рассказал на IY Международной конференции «Освоение Арктического шельфа: шаг за шагом» Пер А. Кьэрнес (фото 1), директор группы сопровождения и контроля Штокмановского проекта («Статойл Россия»).
«Мы здесь, как компания, которая занимается нефтяной индустрией, и мы являемся главными спонсорами этого мероприятия, - сообщил Пер А. Кьэрнес. - У Михаила Ломоносова в России и Фритьофа Насена в Норвегии в этом году - годовщины, одному -300 лет, другому - 150 лет со дня рождения. Ломоносов сказал, что Россия будет процветать с развитием северных регионов, Нансен провел много важных исследований, чтобы понять сложность этих территорий. На месте грядущей разработки Штокмана я бывал много раз и знаю, что там важно соблюдать экологическую безопасность. Мы вкладываем много сил и средств в изучение окружающей среды и особенностей этого региона. Люди должны заботиться об экологии на политической сцене. Ресурсы нужно разрабатывать с участием заинтересованных сторон, включая федеральные правительства, научные сообщества. Норвегия чувствует себя увереннее в Арктике после заключения между Россией и Норвегией Договора о разграничении морских пространств в Баренцевом море. Это серьезная основа для разработки компаниями арктических ресурсов. Арктика - это не только ресурсные возможности, но и близость к мировым рынкам, потому что возможности по транспортировке углеводородов могут быть затратными. Когда мы говорим о Штокмане, то думаем в первую очередь о западном направлении транспортной траектории. Проект «Белоснежка» в Норвегии - важный опыт, который применим к Штокману. В Хаммерфесте расположен самый северный завод по производству СПГ. Климатические условия в наших регионах схожи, основное отличие - наличие ледовых территорий в проекте разработки Штокмана. Можно учиться на ошибках, Норвегия знает, как нужно строить заводы СПГ в арктических условиях. Транспортировка газа производится оттуда во многих направлениях - в Азию, Европу, США, но американский рынок сейчас не так привлекателен, каким был полтора года назад. Важно развивать технологию преодоления ледовых пространств.
Многие задают вопрос: насколько эффективной может быть сегодня переработка сланцевого газа? Опыт показывает, что появляются все новые технологии, которые делают эту переработку все более экономически эффективной. Месторождение «Белоснежка» разрабатывается в небольшом месте, и в этой связи тем более важно к каким большим социально-экономическим эффектам это привело. В Хаммерфесте было недостаточно рабочей силы, поэтому мы привлекали кадры со стороны. В общей сложности 18 тысяч граждан Норвегии были задействованы в разработке этого месторождения и строительстве завода СПГ. Муниципалитеты севера Норвегии совершили экономический прорыв - когда в регион приходит природный газ, начинается новая жизнь. Но для этого придется очень много планировать и работать. Разработкой этого месторождения занималась компания «Статойл», работавшая с местным населением и органами власти.
Что мы можем предложить России в разработке Арктики? Передовые технологии морской добычи. Мы бы не хотели видеть в Арктике огромные суда, но, увы, этого невозможно избежать. В будущем, через 20-30 лет, мы сможем увидеть подводные установки, если разумно подойдем к разработке новых технологий. Мы можем заложить основы многолетней эксплуатации Штокмановского месторождения. В его разработке нет ничего нового, просто это одно из крупных месторождений, и если будем развивать технологии шаг за шагом, то придем к успешным решениям и станем решать проблемы поставок конечным потребителям. Сейчас ведется работа в основном с использованием надводных судов.
В стратегическом отделе «Газпрома» были проблемы с технологиями, но их можно решать, и решать постепенно. Проблема России в том, что требуется в наличии сегодня и сейчас то, что на самом деле потребуется лет через 50. Нужно менять законодательство. Штокман - крупный проект, на берегу можно делать все шаг за шагом, а когда идет работа на море, придется вложить все деньги, чтобы получить первый кубометр газа. И вы должны быть уверены, что все сработает, от пласта до конечного потребителя. Это нельзя делать «кусками» - только одновременно. Нужно тщательно все планировать, быть убежденными в том, что все есть, и все работает, потому что одна неделя задержки может повредить всему проекту.
Стандарты в кадровом обеспечении теперь одинаковы в Росси и Норвегии. Мы будем использовать такие подходы в образовании и развитии компетенции на Штокмане. Норвегия работает с местными российскими органами власти по социально-экономическому развитию Мурманского региона, развитию сети поставщиков. Каждый должен делать свое дело: государство - разрабатывать законодательство, компании - играть свою техническую роль, научные учреждения - свою. Если мы сможем объединить все усилия, у «треугольника» будет успех. Мы пытались в Норвегии создать такие условия, когда все три стороны выигрывали. Развитие региона должно быть устойчивое и экономически эффективное.
В настоящее время мы приближаемся к окончательному инвестиционному решению по Штокману. Технологии для работы в Арктике очень дорого стоят. Мы работаем над получением прибавочной стоимости для Мурманского региона. Этот проект принесет поставщикам деньги, чтобы они могли развиваться. Акционеры проекта думают о том, как привлечь к нему больше российских поставщиков и подрядчиков - местных и из других российских регионов. Есть несколько кластеров, связанных с разработкой шельфовых месторождений, и мы их задействуем на Штокмане. Делается все, чтобы привлечь местных, региональных поставщиков. В то же время генподрядчики должны выполнить свои задачи по условиям, цене, срокам, потому что в комплексном проекте должны работать все элементы, если какой-то «выпадет», то проблемы будут у всех. На берегу российских компаний будет работать больше, в море - меньше. Мы тесно сотрудничаем с Ассоциацией «Мурманшельф», чтобы они привлекали к работе с генподрядчиками субподрядчиков и поставщиков не только в России, а по всему миру».

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

11:34По дороге в Никель КамАЗ сбил иномарку

11:15В Мурманске пикет против коррупции прошёл без задержаний

10:59У бизнесмена из Мурманска изъяли арсенал наркотиков

10:41В Мурманске торжественно откроют фестиваль «Юные инженеры Арктики»

10:27В Мурманске сбили двух 80-летних пенсионерок

10:15В Мурманской области работают 118 снегоуборочных машин

10:00Руководитель автошколы Североморска за 20 тысяч подделал инструкторское свидетельство

09:44В Мурманске «деревяшка» горела второй раз за неделю

09:30Школьники из Гаджиево подарили экипажу крейсера «Адмирал Кузнецов» шайбы

09:22Дорога на Териберку закрыта уже сутки

09:11В Мурманске на Южном склоне полностью сгорело деревянное строение

08:56На Кольском полуострове ожидается мокрый снег и сильный гололед

20:47Какой автомобиль брать выгодно – подсчитали эксперты

20:19Мурманчанка перевела мошеннику 40 тысяч как налог за дивиденды от вклада «МММ»

19:29В Североморске сгорел гараж

19:14Половина россиян за сексуальное воспитание в школах

18:07У «Артека» появится концертный комплекс за 1,5 млрд рублей

17:37Пробу Манту разрешат детям не делать

17:30Трижды осуждённый мурманчанин попался пьяным за рулем иномарки

16:41Мурманский оркестр впервые выступит под управлением итальянского дирижера Марко Букколо

15:53Этот год для Земли станет «климатическим адом»

15:15В Хибинах за сутки самопроизвольно сошли три лавины

14:0022 главам муниципалитетов Заполярья направлены уведомления о несоответствующей нормативам воде

13:34В Заполярье две дороги закрыты для проезда до улучшения погоды

Все новости