12:3519.11.11

Арктический «пирог» ещё не испечён

Арктический «пирог» ещё не испечён

Страны, чьё побережье омывается Северным ледовитым океаном, уже проявляют живой интерес к установлению общепризнанных границ в этом регионе. При этом позиции России и Канады, имеющих наибольшую протяженность арктического побережья, сильно отличаются от подходов других арктических стран - США, Дании и Норвегии.
Как сообщает «ТПП-Информ», Канада и Россия выдвигают секторальный принцип разграничения арктических пространств, согласно которому сектор определяется как пространство, ограниченное побережьем арктического государства и сходящимися на Северном полюсе меридианами, проведенными от крайних точек этого побережья на востоке и на западе. Канада закрепила этот принцип в 1925 году, Россия - в 1926 году.
Из трех оставшихся государств нам наиболее близки позиции Дании, которая с 1933 года имеет международно подтвержденные суверенные права на остров Гренландия. Поэтому в основе ее притязаний на арктические пространства можно углядеть секторальный подход, сходный с позициями России и Канады. При этом Дания пытается распространить свой суверенитет на хребет Ломоносова, утверждая, будто он является продолжением Гренландии. Однако оппоненты указывают, что острова не могут иметь шельфа, который является продолжением континентов.
Норвегия претендует на пространства на северо-западе Атлантического океана и в Северном Ледовитом океане. Таково содержание её заявки, поданной в Комиссию ООН.
Арктические претензии США пока, по-видимому, не сформировались. Первоначально эта страна, как и Канада, заявила права на арктический сектор к северу от Аляски, но потом отказалась от этого подхода.
США не являются участниками Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, но ратифицировали Конвенцию о континентальном шельфе 1958 года, в соответствии с которой могут заявить свои суверенные права на континентальный шельф вплоть до Северного полюса на протяжении всего срока действия этой конвенции.
Позиции России тоже противоречивы. С одной стороны, много сторонников у секторального подхода. В их пользу говорит тот факт, что он зафиксирован в национальном законодательстве и международных договорах, а также то, что такой подход прямо или косвенно признавался другими государствами.
Другая группа утверждает, что наиболее целесообразно защищать права России на континентальный шельф, подав заявку в Комиссию ООН. Такая заявка была подана в 2001 году. В ней утверждалось, что подводный хребет Ломоносова и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. По мнению экспертов, такой подход ограничивает права, установленные в 1926 году и не оспоренные ни одной из стран.
Пока Комиссия ООН не приняла окончательного решения по российской заявке, сославшись на необходимость более глубоких исследований.
На арктические просторы пытаются претендовать и другие государства, в частности, Индия и Китай. Они ссылаются на тот факт, что не существует единых и общепризнанных международных правил для определения правомерности притязаний приарктических стран на территорию и недра Арктики. Помимо этого они предлагают рассматривать арктические просторы как общее достояние, в соответствии с чем любая страна может претендовать на свою долю арктического шельфа.
Как бы то ни было, первыми активность в высоких широтах начнут проявлять представители транспортных компаний, тем более что Россия уже заявила о желании открыть Северный морской путь для международного мореплавания. По сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал, путь из Йокогамы в Роттердам может сократиться на 4 тысячи миль. Даже при низкой скорости проводки судов по Северному морскому пути это даёт не только сокращения времени перевозок, но и экономию топлива, что позволит транспортным компаниям сберечь значительные финансовые средства.
Пока, правда, период навигации в Арктике имеет непредсказуемую продолжительность и зависит от различных факторов. Сам маршрут не оборудован для осуществления безопасного прохода судов, не оснащен современными навигационными средствами, портовыми сооружениями и поисково-спасательным оборудованием. Но на это уже обращают внимание, и первые проводки иностранных судов уже есть.

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

09:31Во дворе жилого дома в Мурманске от огня пострадал Cadillac [видео]

09:13Завершился трудовой сезон студенческого энергоотряда «Энергетик Заполярья-2017»

09:00Автосалон Север-Авто объявляет о старте продаж обновленного лифтбека ŠKODA RAPID в Мурманске

08:09На Кольском полуострове ослабеет ветер

12:16Сотрудники ГИБДД в Мурманске провели велосипедную эстафету

11:15Северянам стала доступна информация о пенсии через мобильное приложение

10:00В Мурманске пройдёт акция по сбору макулатуры

14:30За кражу косметики северянке грозит срок до двух лет

12:13Жителей Заполярья приглашают на субботник в природный парк

11:56Иностранец угрожал убийством жительнице Мурманска

10:15На полуострове Среднем состоится веломарафон «Муста-Тунтури»

09:43На Кольском полуострове ожидается дождь и до +16º

20:47Директор из Мончегорска подозревается в хищении денег

19:15Тральщик Северного флота начал переход к Соловецким островам

18:31На Октябрьской железной дороге растёт число ДТП на ж/д переездах

17:19В Мурманске наркополицейские поймали мужчину с амфетамином

15:43«КолАтомЭнергоСбыт» обеспечит бесперебойное электроснабжение в Островном

15:03Делегация Заполярья примет участие в форуме «Единой России» «Городская среда»

14:27Мурманские борцы вернулись с тренировочных сборов на Чёрном море

14:15В Заполярье разыскивают свидетелей ДТП с пострадавшим

13:54Алена Кузнецова: «Мы поставили точку в споре. Жителям дома по Кольскому проспекту горячую воду не отключат»

13:10В Кировске подросток украл из гардероба кроссовки

12:30Крейсеры Северного флота готовятся к переходу в Балтийское море

11:50Из полыхающей квартиры в Апатитах спасли 7 человек

Все новости