12:3519.11.11

Арктический «пирог» ещё не испечён

Арктический «пирог» ещё не испечён

Страны, чьё побережье омывается Северным ледовитым океаном, уже проявляют живой интерес к установлению общепризнанных границ в этом регионе. При этом позиции России и Канады, имеющих наибольшую протяженность арктического побережья, сильно отличаются от подходов других арктических стран - США, Дании и Норвегии.
Как сообщает «ТПП-Информ», Канада и Россия выдвигают секторальный принцип разграничения арктических пространств, согласно которому сектор определяется как пространство, ограниченное побережьем арктического государства и сходящимися на Северном полюсе меридианами, проведенными от крайних точек этого побережья на востоке и на западе. Канада закрепила этот принцип в 1925 году, Россия - в 1926 году.
Из трех оставшихся государств нам наиболее близки позиции Дании, которая с 1933 года имеет международно подтвержденные суверенные права на остров Гренландия. Поэтому в основе ее притязаний на арктические пространства можно углядеть секторальный подход, сходный с позициями России и Канады. При этом Дания пытается распространить свой суверенитет на хребет Ломоносова, утверждая, будто он является продолжением Гренландии. Однако оппоненты указывают, что острова не могут иметь шельфа, который является продолжением континентов.
Норвегия претендует на пространства на северо-западе Атлантического океана и в Северном Ледовитом океане. Таково содержание её заявки, поданной в Комиссию ООН.
Арктические претензии США пока, по-видимому, не сформировались. Первоначально эта страна, как и Канада, заявила права на арктический сектор к северу от Аляски, но потом отказалась от этого подхода.
США не являются участниками Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, но ратифицировали Конвенцию о континентальном шельфе 1958 года, в соответствии с которой могут заявить свои суверенные права на континентальный шельф вплоть до Северного полюса на протяжении всего срока действия этой конвенции.
Позиции России тоже противоречивы. С одной стороны, много сторонников у секторального подхода. В их пользу говорит тот факт, что он зафиксирован в национальном законодательстве и международных договорах, а также то, что такой подход прямо или косвенно признавался другими государствами.
Другая группа утверждает, что наиболее целесообразно защищать права России на континентальный шельф, подав заявку в Комиссию ООН. Такая заявка была подана в 2001 году. В ней утверждалось, что подводный хребет Ломоносова и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. По мнению экспертов, такой подход ограничивает права, установленные в 1926 году и не оспоренные ни одной из стран.
Пока Комиссия ООН не приняла окончательного решения по российской заявке, сославшись на необходимость более глубоких исследований.
На арктические просторы пытаются претендовать и другие государства, в частности, Индия и Китай. Они ссылаются на тот факт, что не существует единых и общепризнанных международных правил для определения правомерности притязаний приарктических стран на территорию и недра Арктики. Помимо этого они предлагают рассматривать арктические просторы как общее достояние, в соответствии с чем любая страна может претендовать на свою долю арктического шельфа.
Как бы то ни было, первыми активность в высоких широтах начнут проявлять представители транспортных компаний, тем более что Россия уже заявила о желании открыть Северный морской путь для международного мореплавания. По сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал, путь из Йокогамы в Роттердам может сократиться на 4 тысячи миль. Даже при низкой скорости проводки судов по Северному морскому пути это даёт не только сокращения времени перевозок, но и экономию топлива, что позволит транспортным компаниям сберечь значительные финансовые средства.
Пока, правда, период навигации в Арктике имеет непредсказуемую продолжительность и зависит от различных факторов. Сам маршрут не оборудован для осуществления безопасного прохода судов, не оснащен современными навигационными средствами, портовыми сооружениями и поисково-спасательным оборудованием. Но на это уже обращают внимание, и первые проводки иностранных судов уже есть.

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:20Учения Северного флота: Подводка «Калуга» запустила торпеды в «противника»

19:10В пятницу мурманчан приглашают на «Свечу памяти»

18:15Осужденные из мурмашинской колонии соревновались в пауэрлифтинге

17:30Более тысячи детских работ выставят в Мурманском музее

16:51После ливня в Апатитах смыло асфальт [видео]

16:37К декабрю 2019 в Мурманск придет новый атомный ледокол «Арктика»

16:22Алиментщика из Оленегорска отправили на исправительные работы

15:43Билеты на пригородные автобусы в Мурманской области подорожают с 1 июля

14:52В Мурманский порт прибыл круизный лайнер с Багамских островов

14:38Москвич торговал в Апатитах поддельной фирменной одеждой и попался на взятке

14:14Интернет-трафик в сети Tele2 на матче Россия – Египет вырос более чем в 6 раз

14:10«АтомЭнергоСбыт» информирует жителей Мурманской области

13:19Мурманский театр кукол закроют на замок

13:04Мурманский «Электротранспорт» не знает, как сильно загрязняет воздух

12:31Молодых литераторов Мурманской области наградили премией Баева и Подстаницкого

11:58«Поджигатели» гостиницы в Кандалакше признались об этом в Instagram [видео]

11:43В Мурманске такси улетело в кювет и перевернулось

11:29Tele2 предложил держателям карт Visa бесплатный и безлимитный интернет за границей

10:59«Перелом бедра и полгода в гипсе»: В Кировске родители ищут сбившего их дочку велосипедиста

10:29Пять школ Заполярья получили более 1,7 млн на повышение качества образования

09:57На проспекте Ленина в Кировске сгорел автомобиль

09:41Сегодня в Мурманске скончался настоятель Никольского собора

09:31Volkswagen Golf сгорел в мурманском гараже

09:18В Мурманске начали подготовку к новому отопительному сезону

Все новости