18:2006.03.12

В Мурманской области проживают 4831 сирот и оставшихся без попечения родителей детей

В Мурманской области проживают 4831  сирот и оставшихся без попечения родителей детей

На сегодняшнем заседании правительства Мурманской области региональное Министерство образование и науки отчиталось об исполнении поручения президента РФ о дополнительных мерах, направленных на стимулирование развития семейных форм устройства детей-сирот.
По официальным данным в Российской Федерации 26 миллионов несовершеннолетних, из них 500,5 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Мурманской области проживают 150211 детей, в том числе 4831 ребенок, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 81% от общего числа таких ребят воспитываются в семьях усыновителей, опекунов и приемных родителей. Это на 7% больше, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу (74%), и на 2% больше, чем в среднем по Российской Федерации (79%).
Всего в замещающих семьях воспитываются 3927 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом 1747 детей находятся под опекой и попечительством; 526 детей - в приемных семьях; 1654 ребенка в возрасте до 18 лет воспитываются в семьях усыновителей на правах кровных детей.
В нашем регионе реализуется ряд мер, направленных на развитие семейных форм устройства детей, нуждающихся в родительской заботе. Опекунам, попечителям и приемным родителям ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание детей. Размер выплаты определен по трем возрастным группам и установлен, исходя из стоимости натуральных норм обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных законом Мурманской области от 28.12.2004 № 568-01-ЗМО.
Ежемесячная выплата предназначена для оплаты расходов на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, на хозяйственные, культурно-массовые и личные расходы ребенка, на проезд в общественном транспорте и на медикаменты.
Региональным законодательством установлено авансирование выплат опекунского пособия (до 20 числа предыдущего месяца), что гарантирует обеспечение содержания детей ежемесячно в соответствии с установленными нормативами.
В 2011 году размер пособия составлял на детей в возрасте до 3-х лет -7159 рублей, от 3-х до 7 лет - 8310 рублей, от 7 лет и старше - 9589 рублей. Финансовые затраты в 2011 году составили 297563 тысячи  рублей, в том числе из областного бюджета - 257353 тысячи рублей.
В 2012 году размер выплат увеличен на 5%. Выплаты будут производиться за счет средств областного бюджета, на что предусмотрены средства в размере 321030 тысяч рублей.
Приемным родителям осуществляется выплата вознаграждения за воспитание приемных детей.
Размер денежного вознаграждения в 2011 году составлял: за воспитание одного приемного ребенка - 5275 рублей в месяц (с учетом районного коэффициента (50%) и полярных надбавок (80%) - 12133 рубля). За воспитание приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подтвержденными заключением областной психолого-медико-педагогической комиссии, - 7913 рублей в месяц (18199 рублей).
Финансовые затраты на эти цели в 2011 году составили 98516 тысяч рублей, в том числе из областного бюджета - 96127 тысяч рублей. С учетом индексации на 5% в 2012 году в областном бюджете предусмотрены средства в размере 115637 тысяч рублей.

Приемным родителям увеличат денежное вознаграждение
Региональным законом предусмотрено увеличение денежного вознаграждения приемным родителям при принятии второго и последующих детей. Так, в 2012 году размер денежного вознаграждения приемному родителю, принявшему на воспитание второго ребенка, составляет 25478 рублей, третьего -38217 рублей  и т.д. до 8 детей (с учетом родных).
В случае если подопечному или приемному ребенку исполняется 18 лет, а он еще не закончил обучение в школе и проживает в семье бывшего попечителя или приемного родителя, в соответствии с законодательством области производится выплата пособия, установленная на содержание подопечного ребенка, до окончания общеобразовательного учреждения.
Сверх федеральных норм опекунам, попечителям, приемным родителям ежегодно выплачиваются денежные средства на оздоровительные мероприятия детей. В 2011 году размер выплаты составлял 11507 рублей, в 2012 году - 12082 рублей. Дорога к месту отдыха ребенка и обратно оплачивается из средств областного бюджета.
Помимо этого ежегодно свыше 90% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов, попечителей, в приемных семьях, охвачены организованным отдыхом и оздоровлением. Путевки в оздоровительные учреждения, расположенные на территории Мурманской области, предоставляются бесплатно.
Материальное и денежное обеспечение в размере 57 719 тыс. руб. получают не только выпускники детских домов и школ-интернатов, но и подопечные, приемные дети, если после окончания школы они не продолжают обучение в учреждениях профессионального образования на условиях полного государственного обеспечения.
Попечители активно пользуются правом на обучение подопечных и приемных детей на подготовительных курсах для поступления в сузы и вузы за счет средств областного бюджета. В 2010-2011 учебном году были заключены договоры на обучение 15 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Производится выплата единовременного пособия при передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи усыновителей, опекунов, попечителей или приемных родителей.
В 2011 году пособие выплачено 319 гражданам, принявшим на воспитание в семьи 365 детей. Размер пособия составлял 16 384,38 руб. за каждого ребенка. В 2012 году размер пособия составляет 17 367, 44 рубля.
В целях развития российского усыновления с 2009 года установлено региональное единовременное пособие в размере 100 тыс. руб. гражданам, усыновившим или удочерившим в Мурманской области ребенка, оставшегося без попечения родителей. В 2011 году пособие выплачено 70 гражданам, усыновившим 71 ребенка-сироту, из них 20 детей - бывшие опекаемые или приемные дети.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе воспитывающимся в семьях опекунов, попечителей или в приемных семьях, предоставляются дополнительные гарантии по оплате жилья и коммунальных услуг.
Региональным законодательством предусмотрено приобретение квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не только по месту их выявления и первоначальному месту жительства, но и в других муниципальных образованиях, где у ребенка сформировались социальные связи и привязанности, где больше возможностей для трудоустройства.

Детям-сиротам выделяется отдельное жилье
В 2010 году жилым помещением обеспечены 229 граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году - 298.
Расходы на покупку квартир в 2011 году составили 249,8 млн рублей, в том числе из областного бюджета - 152,8 млн рублей.
В 2012 году органами местного самоуправления планируется приобретение 242 квартир для детей-сирот, на что предусмотрены денежные средства в объеме 241,8 млн рублей.
Многодетным семьям, имеющим трех и более детей до 18 лет, в том числе усыновленных, предоставляются меры социальной поддержки, установленные региональными нормативными правовыми актами.
Большое внимание уделяется пропаганде семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, через средства массовой информации. Четвертый год подряд при поддержке Министерства образования и науки Мурманской области вопросы семейного жизнеустройства детей-сирот, положительный опыт приема детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи освещаются на телеканале «Арктик-ТВ» в еженедельном благотворительном проекте «Море доброты» и в телепередаче «Облака». Издаются сборники материалов для приемных родителей, тематические буклеты, публикуются статьи в региональной печати, проводятся обучающие семинары, конференции. Информирование населения о различных формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется посредством регионального портала «ДетиМурман.Ру», на котором регулярно обновляется информация о детях, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Осуществление системы мероприятий по снижению общего числа детей-сирот и развитию семейных форм устройства детей данной категории способствует снижению численности воспитанников учреждений для детей-сирот: в 2011 году численность воспитанников детских домов, школ-интернатов и домов ребенка снизилась по сравнению с 2008 годом на 362 ребенка.

«Пусть мама услышит»
Осуществляются мероприятия по профилактике социального сиротства, развитию социального патроната, когда помощь семье, имеющей детей и находящейся в трудной жизненной ситуации, оказывается на раннем этапе. Реализуется программа по профилактике ранних отказов от детей «Вместе с мамой», способствующая снижению числа отказов матерей от детей при рождении.
Все это в целом способствует улучшению ситуации в нашем регионе с выявлением детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройством на воспитание в семьи: если в 2006 году число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 760 чел., то в 2011 году - 381 чел. (на 50% меньше). Уже 5 лет подряд количество детей, устроенных в течение года на воспитание в семьи, превышает число вновь выявленных за этот же период: в 2011 году выявлен 381 ребенок, устроено в семьи 422 ребенка.
Однако, несмотря на существующую систему мер, направленных на стимулирование граждан по созданию замещающих семей, поддержку созданных приемных семей, определенный процент детей, передаваемых в семьи, возвращается в учреждения. Если в 2009 году было возвращено 33 ребенка - 6,3% от числа переданных в семьи в этом же году, в 2010 году - 30 детей (7%), то в 2011 году - 53 ребенка (12,5%). Причины здесь разные, но в каждом случае - это трагедия, и, прежде всего, для приемного ребенка.
Больше всего детей (81%) возвращаются в госучреждения по инициативе (т.е. желанию, заявлению) опекунов и приемных родителей. И чаще всего - это подростки. Опекуны, не готовые к решению проблем кризисного возраста своих подопечных, наиболее легким способом решения возникших проблем считают отказ от ребенка.
Для профилактики «вторичных отказов» от детей необходимо проводить профессиональную подготовку кандидатов в замещающие родители, тщательный отбор потенциальных приемных родителей, включающий психологическую диагностику, а также осуществлять сопровождение семей группой специалистов.
В настоящее время федеральным законодательством закреплена норма по осуществлению подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями или приемными родителями, но лишь при их желании. В целях реализации данных требований в Мурманской области в настоящее время работают 8 служб подготовки и сопровождения замещающих семей: ГООУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения», НОУ дополнительного образования взрослых «Центр развития семейных форм устройства детей», муниципальные службы в городах Мурманск и Полярные Зори, в Печенгском районе, службы сопровождения замещающих семей и выпускников, организованные на базе трех областных детских домов (мурмашинский, оленегорский, зеленоборский).
Из 315 граждан, принявших в 2011 году на воспитание в свои семьи детей-сирот, обучение прошли 131 человек (41%). Это низкий процент обученных приемных родителей, что способствует увеличению риска возврата детей в детские дома.
На комплексном сопровождении служб сегодня находятся 262 замещающих семьи, другие семьи - систематически получают консультативную помощь. 460 опекунов и приемных родителей приняли участие в краткосрочных семинарах и тренингах.
Однако этого недостаточно. В рамках дополнительных мер, направленных на стимулирование развития семейных форм устройства детей-сирот, в целях профилактики отказов от приемных детей, подготовки граждан к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, оказания помощи приемным семьям считаю необходимым разработать и сформировать в Мурманской области систему служб содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая будет включать в себя как организацию работы по подготовке кандидатов, сопровождению приемных семей в каждом муниципальном образовании, так и разработку нормативной правовой базы для осуществления данной работы, критериев эффективности работы служб сопровождения замещающих семей, создание банка данных о семьях, принявших ребенка (детей) на воспитание, получающих услуги по сопровождению и др.
Министерство образования и науки Мурманской области планирует разработать и сформировать систему служб содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 2014 года.

 

Поделиться: