Рост продолжительности жизни при снижении численности трудоспособного населения ведет страну к экономическому коллапсу. Если в каждом поколении доля работающих снижается, а доля получателей социальных пособий и пенсий растет, то каждое следующее поколение начинает платить больше налогов, чем предыдущее. По такой схеме строятся финансовые пирамиды.
Об этом в нашумевшей статье в журнале «Вопросы экономики» пишут бывший глава Минфина Алексей Кудрин и руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. По мнению авторов, повышение налогов или дотаций из бюджета проблему не решит, так как это уже было применено в 2010 году. Если следовать этой логике и далее, что к 2050 году ставка страховых взносов должна вырасти до 70%, а бюджетный трансферт составить примерно половину расходной части бюджета.
Авторы предполагают, что оптимальный выход из ситуации - повышение пенсионного возраста, тем более, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире происходит «девальвация возраста», так как по мере роста общей продолжительности жизни растет и период здоровой жизни. Показатели по 55 странам мира показывают, что человек, которому в 2030 году исполнится 65 лет, по состоянию здоровья будет примерно соответствовать тому, кому сегодня 60 лет. В Дании, например, пенсионный возраст повышают постоянно и автоматически - вслед за ростом продолжительности жизни.
Сегодня российская власть стоит перед необходимостью проведения новой пенсионной реформы. Прошлая, которая была призвана заменить солидарную систему, когда пенсии платятся из доходов ныне работающих, на накопительную, не привела к обещанному результату.
Реформа оказалась половинчатой, и сегодня дефицит Пенсионного фонда превысил триллион рублей, а его финансирование стало более чем заметной статьей федерального бюджета.
Несмотря на это размер пенсий остается ниже прожиточного минимума. Недавнее повышение ставок страховых платежей с 26 до 32-34% привело к тому, что значительная часть предприятий малого и среднего бизнеса вновь стала платить зарплаты в конвертах, а бюджет лишился существенной части поступлений от НДФЛ.
Своё видение пенсионной реформы представил и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. В статье, опубликованной в «Ведомостях», он утверждает, что от привычных распределительной и накопительной пенсионных систем придется отказаться.
Распределительная система, при которой работающие поколения через пенсионную систему поддерживают пенсионеров, удовлетворительно действует только в благоприятных демографических условиях, когда сохраняется высокое соотношение между числом работающих и пенсионеров. В развитых странах, где население неуклонно стареет, повышают пенсионный возраст.
В СССР в 30-е годы прошлого века средний период работы был равен 45 годам для мужчин и 40 - для женщин. Сейчас - 33 года для мужчин и 30 - для женщин. Тогда средний период пребывания на пенсии составлял 8 лет для мужчин и 12 лет для женщин. Сейчас это 14,5 года для мужчин и 25 лет для женщин.
В России сокращается численность населения. За период с 1989 по 2002 год страна потеряла 1,8 млн человек. За последние восемь лет мы недосчитались еще 2,3 млн человек. В мировом рейтинге численности населения Россия опустилась на 8-е место.
Что касается накопительной пенсионной системы, то, по мнению Алексея Улюкаева, надежно и эффективно действует она только в ситуации устойчивого экономического роста, иначе доходности по инвестированию пенсионных накоплений можно не ждать.
Сегодня пенсия не страхует от потери заработка, она не страхует от бедности. Экономическая природа пенсии сейчас - это социальное пособие, выплачиваемое по комбинации двух оснований: возраст и трудовой стаж. При этом в количественном выражении вес пособия стремительно нарастает. Если в 2007 году расходы на выплату пенсий равнялись 5,1% ВВП, то в 2011 году - уже 8,7% ВВП, отмечает первый зампред ЦБ.
На сегодняшний день Пенсионный фонд представляет собой транзитный счет, по которому перечисляется пенсия из федерального бюджета на счет пенсионера. Социальный тариф превратился в дополнительный налог на труд, который ограничивает возможности экономического роста. Не имеет принципиального значения и возраст выхода на пенсию. Сейчас это просто возраст, в котором начинает выплачиваться пенсионное пособие.
Алексей Улюкаев считает, что величина пенсионного пособия должна ориентироваться на прожиточный минимум пенсионера, и нормы индексации подлежат уточнению. Следует устранить также льготные возрасты, льготные нормы расчёта пенсии.
Он предлагает частично вернуться к межпоколенческой солидарности, когда взрослые дети полностью или частично содержат нетрудоспособных родителей. Однако для многих принципиальной проблемой является не величина пенсии, а приобретение и доставка лекарств, продуктов, визит медсестры, элементарные профилактические процедуры, решение насущных бытовых вопросов.
Для этого необходимо развитие патронажной системы, которая может стать эффективным бизнесом, но может быть и государственной службой, и благотворительной деятельностью или любым сочетанием этих элементов. Для ее формирования необходимы бюджетные расходы, но их величина будет несопоставимо меньше финансирования дефицита пенсионного фонда.
Что касается накопительной системы, то она может постепенно трансформироваться в добровольную, корпоративную систему. При этом надо поощрять создание и развитие частных, локальных, корпоративных накопительных пенсионных систем через механизм государственных гарантий по инвестициям при условии качественного надзора.
По мере обострения ситуации в сфере пенсионного обеспечения могут появляться и другие предложения. Но едва ли можно ожидать, что у правительства появится решимость на проведение ещё одной пенсионной реформы, пишет «ТПП-Информ».
Россия запуталась в пенсионной реформе окончательно?
