10:3717.04.12

Убежден, в нынешних условиях конкуренции между вузами нет, Геннадий Васин

Убежден, в нынешних условиях конкуренции между вузами нет,  Геннадий Васин

В ближайшие месяцы ожидается внесение проекта нового закона «Об образовании в Российской Федерации» в правительство РФ, а затем и в Государственную Думу. О новом законопроекте и о перспективах развития отечественного образования рассказал член комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию, руководитель исполнительной дирекции Союза директоров средних специальных учебных заведений России, кандидат педагогических наук Геннадий Васин.
- Разработка проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» началась еще в 2004 году. В 2010 году на официальном сайте Минобрнауки России была размещена первая рабочая версия текста законопроекта. Кстати сказать, это был весьма рискованный шаг министерства, но оправдавший себя впоследствии полностью. На основе поступивших замечаний и предложений законопроект был доработан и в соответствии с поручением президента официально размещен для общественного обсуждения в сети Интернет. В феврале 2011 года общественное обсуждение было завершено, но работа над проектом закона продолжается до сих пор. Если не ошибаюсь, сейчас разработчики имеют четвертую или пятую версию законопроекта.
С одной стороны, проект федерального закона: опирается на достигнутые результаты модернизации системы образования, преодолевает разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, устраняет дублирование и противоречивость Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; сохраняет базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании; закрепляет ряд нововведений, в частности, по использованию электронного обучения, сетевого взаимодействия образовательных учреждений между собой, а также с учреждениями культуры, спорта и др., организации образовательного процесса на основе кредитно-модульной системы (системы зачетных единиц), регламентации условий ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и др.
С другой стороны, очевидно, что законопроект не без недостатков и требует дальнейшей доработки с учетом тех предложений, которые были даны, но не учтены, в том числе Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, и вновь появившихся предложений в связи с вступлением России в ВТО.
В частности, остался без внимания вопрос сохранения такого уровня профессионального образования, как начальное профессиональное образование. Упразднение такого уровня профессионального образования - большая ошибка разработчиков, социальные последствия такого шага весьма предсказуемы: нехватка рабочих кадров, увеличение числа подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и, как следствие, рост правонарушений среди молодежи и т. п.
Главный недостаток законопроекта - он все-таки закон «настоящего», т. е. сегодняшнего дня, а не закон «будущего» в широком смысле этого слова. Нет перспективы развития, нет амбициозности.
А это значит, что после его принятия появится настоятельная необходимость вносить в него нескончаемые изменения (дополнения), чтобы хотя бы не отставать от быстро меняющейся действительности.
- А какие задачи стоят сегодня перед образованием?
- Во-первых, и это главное, необходимо добиться высокого качества образования на всех его уровнях. Во-вторых, и это тоже немаловажный фактор, - обратить самое пристальное внимание на духовно-нравственное и патриотическое воспитание наших детей и молодежи. В-третьих, я бы выделил и такой момент в деле обучения - это самое широкое внедрение в организацию образовательного процесса современных технологий, и в первую очередь - использование информационно-телекоммуникационных технологий (электронное обучение, дистанционные образовательные технологии). В-четвертых, необходимо возродить систему бесплатного дополнительного образования детей и юношей (детские спортивные школы, клубы по интересам, дома юных техников, биологов и т. п.).
- Многие говорят, что сохранившаяся система образования не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Какие вызовы стоят перед образованием сейчас?
- Вступление России в ВТО по большому счёту не повлияет на отечественное образование. Главное, что потребуется, - это обеспечить качество и конкурентоспособность подготовленных специалистов на рынке.
Активно развивающаяся экономика страны, новые инновационные экономические отрасли, конкуренция и работа в формате ВТО требуют высококвалифицированных кадров. И российское образование в основном готово к этому. Появились новые направления подготовки специалистов, используются новые технологии в образовании, разрабатываются и внедряются новые образовательные стандарты. Появились новые виды образовательных учреждений: федеральные университеты и национальные исследовательские университеты, на которые государство возлагает большие надежды, но и вкладывает немалые средства для их развития.
Необходимо постоянно сравнивать российские и мировые стандарты образования, чтобы ориентироваться в образовательном международном пространстве, определить свое место. Мы же стремимся стать его неотъемлемой частью, а значит без сравнения и соответствующих корректировок не обойтись.
Следует также отметить, что образовательные учреждения при непосредственном участии самого бизнеса в образовательном процессе подготовят специалистов под соответствующий заказ. Такая практика существует, правда, не повсеместно, и ее необходимо развивать.
Малые предприятия при вузах - настоятельная необходимость. В этом направлении мы начали движение вперед. Необходимо скорректировать нормативную базу, чтобы поменьше было препятствий, и тогда дело пойдет.
Я считаю, что мы имеем неплохие перспективы, как в развитии вузовской науки, так и в развитии малого предпринимательства в вузах. Главное, чтобы не мешали, а помогали - я не имею в виду финансовую помощь.
- Как бы вы охарактеризовали роль средних специальных учебных заведений?
- Это важная и больная тема. Число учреждений среднего профессионального образования катастрофически уменьшается. Соответственно сокращаются прием и выпуск, в то время как специалистов среднего звена не хватает во всех сферах народного хозяйства. Кстати, о нехватке рабочих кадров и специалистов среднего звена говорилось и говорится на всех уровнях власти и работодателями в том числе.
За период с 2000 по 2009 год число учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования сократилось на 20% - с 6596 до 5524, в то время как число вузов постоянно растет - с 965 в 2000 году до 1114 в 2009 году, из них частных соответственно с 358 до 452.
Если в 1990 году на 10 000 населения приходилось обучающихся в системе НПО 126 человек, СПО - 153, ВПО - 190, то в 2009 году результаты совсем другие: в НПО стало 73 человека, в СПО - 145, а вот в ВПО - аж 523 обучающихся на 10 000 населения. Все бы, наверное, и ничего, а может быть и хорошо, если бы этот процесс не сопровождался жутким перекосом в подготовке специалистов и катастрофической нехваткой рабочих, специалистов среднего звена и инженерных кадров.
Есть опасения, что с передачей учреждений среднего профессионального образования на региональный и муниципальный уровни ситуация с подготовкой квалифицированных специалистов среднего звена обострится. Не секрет, что с аналогичной передачей учреждений начального профессионального образования дефицит рабочих кадров не сократился.
Однако в проекте интегрированного федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вообще исчезло понятие «начальное профессиональное образование». Функции подготовки рабочих предполагается возложить на учреждения среднего профессионального образования, а также готовить рабочих по программам профессионального обучения, что коренным образом отличается от подготовки по программам профессионального образования.
- Сегодня много говорится о конкуренции между учебными заведениями. Хорошо это или плохо? Каково ваше мнение?
- Убежден, в нынешних условиях конкуренции между вузами нет, тем более коммерческими. Она если и существует, то только среди престижных государственных университетов, таких как МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, МФТИ, МИФИ, МВТУ им. Н.Э. Баумана, РУДН, МЭСИ, Санкт-Петербургский госуниверситет и ряд других университетов России, являющихся лидерами отечественного профессионального образования. Их не так уж и много.
К сожалению, когда студентами становятся абитуриенты с весьма посредственными знаниями, а в отдельных случаях просто двоечники, о какой конкуренции можно говорить? Конкуренция в данном случае сводится к тому, чтобы любой ценой заполучить любого студента.
- В таком случае, отвечает ли численность вузов потребностям?
- Когда количество не перерастает в качество, естественно возникает вопрос, а не сократить ли нам это количество. Вопрос совсем не праздный. Достаточно ознакомиться с аналитическими материалами работодателей: полно профанации, главное - получить деньги и ни за что не отвечать. Да особенно никто и не спрашивает. Вот только жаль, что страдают при этом сами горе-выпускники.
Обидно, что этот порок присущ не только частным образовательным учреждениям, но и государственным. При таком количестве вузов и их филиалов проконтролировать всех силами государственных органов невозможно. И даже при установлении фактов недобросовестности закон не применяется в полную силу, практически нет фактов закрытия образовательных учреждений и их филиалов по признакам неудовлетворительного качества работы.
Фильтры должны быть выставлены в первую очередь на входе, т. е. при лицензировании, а затем на выходе - при аккредитации. Необходимо привлекать независимых экспертов и контролеров. Нужно иметь объективную картину качества подготовки от работодателей.
И, конечно же, необходимо повысить ответственность учреждений и их работников за качество образования, ужесточив при этом контроль.
Необходимо безжалостно закрывать недобросовестные вузы, вузы, которые халтурят, независимо от того, частные они или государственные. Поблажек не должно быть никому.

«ТПП-Информ»

Поделиться: