В России потери фактически отработанного времени - из-за травматизма на производстве, дополнительных отпусков и сокращенной продолжительности рабочего времени - составляют 92,5 млн человеко-дней, что равноценно невыходу на работу в течение года 755,3 тысячи человек, пишут «Известия» со ссылкой на замминистра Минздравсоцразвития РФ Александра Сафонова (фото).
Общие потери от недопроизводства продукции и услуг оцениваются приблизительно в 928 млрд рублей (включая 130 млрд рублей в виде потери налоговых доходов), это 2,1% от ВВП.
По данным Росстата, фактические расходы на компенсацию за работу во вредных и опасных условиях труда в 2010 году только в ведущих видах экономической деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь) составили 102,6 млрд рублей.
Картину дополняют данные Пенсионного фонда: на досрочные пенсии за работу во вредных условиях ежегодно расходуется около 300 млрд рублей.
По сути, наша экономика имеет колоссальные резервы для повышения своей эффективности и обеспечения народосбережения. Но устаревшая модель политики охраны труда не только не стимулирует что-то менять в сложившейся порочной практике, но и побуждает её сохранять. При перекрестном финансировании предприятия с некачественными рабочими местами дотируются за счет тех, кто модернизировал производство и не имеет рабочих мест с высокими рисками. По сути, охрана труда поддерживает систему скрытых дотаций аутсайдерам.
Понятно, кто виноват, но ключевой вопрос любой политики - «Что делать?». И здесь у России нет иного пути, как только осуществить масштабный маневр.
В первую очередь надо перейти от компенсационной модели к управлению профессиональными рисками. Легче выявить риск возникновения проблемы и купировать ее, чем оплачивать последствия.
Для этого нужно создать полноценный механизм мониторинга качества производственной среды. Мониторинг должен быть независимым от работодателей и работников, но при их контроле. Уже два года Минздравсоцразвития развивает институт профессиональных оценщиков, проводящих аттестацию рабочих мест.
Мониторинг позволит и предпринимателям, и государству видеть реальную картину с условиями труда. Бессмысленно думать, что увеличение числа инспекторов - более эффективное решение. Мониторинг дешевле и не содержит коррупциогенных факторов.
Необходимо создать единую государственную информационную сеть для сбора данных об актуальном состоянии производственной среды. Эти сведения позволят реально включить актуарные расчеты страховых платежей, а также постепенно отказаться от досрочных пенсий на тех рабочих местах, где риски профзаболеваний и утраты трудоспособности отсутствуют или крайне незначительны.
Создание реального института страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также досрочного выхода на пенсию соответствует логике рыночных отношений. Включаются экономические рычаги: тот, кто создает риск, тот и платит.
Последовательная реализация в трудовых отношениях законов экономики заставит считать потери при возможном повышении страхового тарифа и на деле, а не на бумаге осуществлять модернизацию производства. Как бонус целесообразно рассмотреть возможность предоставления из средств ПФР долгосрочных кредитов компаниям, которые за счет модернизации обязуются снизить издержки государства на досрочные пенсии.
Главным эффектом будет переход к принципиальному изменению производственной среды и производственной культуры. А это одно из ключевых условий создания рабочих мест нового качества и, в конечном итоге, формирования конкурентных преимуществ российского рынка труда по сравнению с западноевропейским и американским.
Общие потери от недопроизводства продукции и услугв России составляют 2,1% от ВВП
