11:1005.06.12

Станет ли ВТО финансовой западней?

Станет ли ВТО финансовой западней?

Стандартные правила ВТО предоставляют ее членам значительные возможности в сфере защиты национальных игроков на рынке финансовых услуг. Это облегчает России защиту своих финансовых рынков, но не оставляет надежд на расширение доступа к зарубежным рынкам финансовых услуг. Эксперты - Дмитрий Курочкин, директор департамента содействия инвестициям ТПП РФ, Алексей Вялкин, главный эксперт департамента содействия инвестициям ТПП РФ, специально для «ТПП-Информ» высказывают свое мнение о возможных последствиях вступления в ВТО для организаций финансового сектора.
Наиболее простая и понятная ситуация складывается на рынке инвестиционных услуг, который является одним из наиболее либерализованных как в России, так и в мире. Ограничения здесь носят во многом формальный характер и лишь сдерживают развитие определенных, относительно сложных видов услуг. В целом же российский инвестиционный рынок с момента своего возникновения был открыт для иностранного капитала и являлся частью мировой системы финансовых рынков. Его либерализованность, которая не всегда была закреплена в нормативных актах, хотя и способствовала усугублению экономических кризисов, создала ситуацию, когда успешные российские инвестиционные компании либо с самого начала возникали как часть мировой системы движения капиталов, либо становились ею вскоре после своего появления.
В данной сфере существуют лишь две реальные проблемы: необходимость ограничивать движение международного спекулятивного капитала для предотвращения эффекта «финансового цунами» и ограничение движения капитала в некритических обстоятельствах.
Однако вступление России в ВТО не изменит правила игры на рынке инвестиционных услуг вследствие как его высокой степени либерализации, так и незначительности внимания, уделяемого его регулированию правилами ВТО.
Основные проблемы, возникающие перед Россией в связи с вступлением в ВТО, обусловлены факторами правового и экономического характера. Прежде всего, необходимо отметить недостаточную законодательную базу в России, основывающуюся на общепринятых международных стандартах. Это связано с тем, что в одних секторах полноценный рынок еще не успел сформироваться, а в других - отсутствует конкурентная среда, благоприятствующая росту объема и повышению качества предоставляемых услуг.
На рынке финансовых услуг России сложилась ситуация, в которой регулирование доступа на рынок порой осуществляется на основе субъективных, а не объективных критериев. Важными позитивными факторами, содействующими привлечению иностранных капиталов, являются предсказуемость экономической среды, наличие системы гарантий сохранности капиталовложений и репатриации прибыли, использование международных правил валютного регулирования.
Обязательства России при присоединении к ВТО, видимо, должны распространяться на все указанные сферы. В этой связи нельзя не обратить внимания на то, что доминирующей реакцией на недавний финансовый кризис со стороны западных банков является стремление к сохранности вложений по сравнению с доходностью.
Наиболее вероятно, что иностранные банки массированно начнут приходить на российский рынок лишь после стабилизации экономического и политического положения в стране, а также после принятия ряда защищающих их интересы законодательных актов.
Один из них - федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который является основополагающим в сфере международного сотрудничества и направлен на увеличение притока иностранных инвестиций в реальный сектор экономики России.
Другая проблема заключается в допуске иностранных банков в приемлемом для России объеме и требуемых формах. В последнее время активизировалась законотворческая деятельность по линии защиты интересов российских продавцов финансовых услуг, а также их клиентов. Новая концепция регулирования финансового рынка содержится в федеральном законе «О Национальной платежной системе» (№ 161-ФЗ от 27.06.2011). Его принятие свидетельствует о достижении международного согласия по вопросу необходимости укрепления платежных систем путем внедрения международных стандартов и практики их применения.
В связи с этим закон № 161-ФЗ устанавливает порядок оказания платежных услуг, требования к организации и функционированию платежных систем, а также порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Кроме того, он регламентирует взаимоотношения различных субъектов национальной платежной системы. При принятии Россией обязательств по допуску иностранных организаций на внутренний рынок финансовых услуг важно соблюсти баланс интересов поставщиков и потребителей, одновременно с либерализацией процедуры допуска зарубежных банков предусмотреть меры защиты национальных финансовых организаций. Допуск иностранцев к операциям с физическими лицами на определенных условиях может оказаться фактором, способствующим укреплению доверия населения к банковской системе. Эта мера, кроме того, положительно скажется на ассортименте предлагаемых услуг и на динамике процентных ставок.
Проблема участия иностранного капитала на российском рынке страхования заключается в необходимости создания для отечественных компаний, значительно уступающих западным конкурентам по капиталу, масштабу и ассортименту операций, условий для ускоренного развития. В противном случае можно, подобно либерализации в Венгрии, лишиться национального страхования и доходов от этой отрасли.
Одним из магистральных путей повышения конкурентоспособности российских коммерческих банков и страховых обществ на пути присоединения России к ВТО представляется поощрение процесса их слияний и поглощений с тем, чтобы повысить степень капитализации банковской и страховой систем и ликвидировать нежизнеспособные компании. Это позволило бы российским учреждениям через пять-семь лет конкурировать с иностранными и на рынке финансовых услуг, предоставляемых частным лицам.
В краткосрочной перспективе можно ожидать некоторого притока иностранных капиталов в сектор торговли финансовыми услугами в России, прежде всего в связи с существующей задолженностью российских банков перед зарубежными. Наличие задолженности может способствовать вложению средств иностранных банкиров в акции российских банков на суммы, сравнимые с объёмом задолженности.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

22:01Тариф системы «Платон» будет увеличен на 25 %

21:21На «НаМОДнении» в Мурманске представят эскизы молодых модельеров

21:17«Свидетели Иеговы» могут стать вне закона

20:29На охранника в Североморске возбудили дело за уклонение от службы в армии

20:23Призывной возраст могут продлить до 30 лет

20:04Службу статистики хотят отдать Минэкономразвитию

19:21Не стало Почетного гражданина Мурманска Виктора Шкатова

18:39На концерте народных инструментов выступят 60 преподавателей Заполярья

18:17В Мурманской области с начала года при пожарах погибли 7 человек

18:04Сигареты хотят маркировать как шубы

17:40Мурманские депутаты изучают вылов рыбы и краба на Сахалине

17:15На образовательной выставке в Мурманске впервые представили университеты из Петербурга

17:09Китайские авто стали значительно хуже продаваться в России

17:03Председатель мурманской Облдумы потерял в медиарейтинге 20 пунктов

16:45Татьяна Кусайко помогает наладить теплоснабжение в посёлке Спутник

16:41На реконструкцию перрона «Пулково-2» потратят 1,8 млрд рублей

16:27Открыта продажа на прямые авиарейсы Хибины-Шереметьево

16:19Депутаты против штрафов за скрытые на парковке номера ТС

16:11Сутенёрке из Мончегорска грозит штраф в полмиллиона

16:04Медведев опроверг слова Путина о своей болезни

15:48«Красные лисы» из Мурманска сыграют на Всероссийских соревнованиях по хоккею

15:30Мурманскому пенсионеру за фиктивную регистрацию иностранца грозит срок до 6 лет

15:11Артем Гиневский: Большинство бесплатных курсов создается с единственной целью - заполучить клиента

15:01Марина Ковтун оказалась на 50 месте в медиарейтинге губернаторов

Все новости