11:1005.06.12

Станет ли ВТО финансовой западней?

Станет ли ВТО финансовой западней?

Стандартные правила ВТО предоставляют ее членам значительные возможности в сфере защиты национальных игроков на рынке финансовых услуг. Это облегчает России защиту своих финансовых рынков, но не оставляет надежд на расширение доступа к зарубежным рынкам финансовых услуг. Эксперты - Дмитрий Курочкин, директор департамента содействия инвестициям ТПП РФ, Алексей Вялкин, главный эксперт департамента содействия инвестициям ТПП РФ, специально для «ТПП-Информ» высказывают свое мнение о возможных последствиях вступления в ВТО для организаций финансового сектора.
Наиболее простая и понятная ситуация складывается на рынке инвестиционных услуг, который является одним из наиболее либерализованных как в России, так и в мире. Ограничения здесь носят во многом формальный характер и лишь сдерживают развитие определенных, относительно сложных видов услуг. В целом же российский инвестиционный рынок с момента своего возникновения был открыт для иностранного капитала и являлся частью мировой системы финансовых рынков. Его либерализованность, которая не всегда была закреплена в нормативных актах, хотя и способствовала усугублению экономических кризисов, создала ситуацию, когда успешные российские инвестиционные компании либо с самого начала возникали как часть мировой системы движения капиталов, либо становились ею вскоре после своего появления.
В данной сфере существуют лишь две реальные проблемы: необходимость ограничивать движение международного спекулятивного капитала для предотвращения эффекта «финансового цунами» и ограничение движения капитала в некритических обстоятельствах.
Однако вступление России в ВТО не изменит правила игры на рынке инвестиционных услуг вследствие как его высокой степени либерализации, так и незначительности внимания, уделяемого его регулированию правилами ВТО.
Основные проблемы, возникающие перед Россией в связи с вступлением в ВТО, обусловлены факторами правового и экономического характера. Прежде всего, необходимо отметить недостаточную законодательную базу в России, основывающуюся на общепринятых международных стандартах. Это связано с тем, что в одних секторах полноценный рынок еще не успел сформироваться, а в других - отсутствует конкурентная среда, благоприятствующая росту объема и повышению качества предоставляемых услуг.
На рынке финансовых услуг России сложилась ситуация, в которой регулирование доступа на рынок порой осуществляется на основе субъективных, а не объективных критериев. Важными позитивными факторами, содействующими привлечению иностранных капиталов, являются предсказуемость экономической среды, наличие системы гарантий сохранности капиталовложений и репатриации прибыли, использование международных правил валютного регулирования.
Обязательства России при присоединении к ВТО, видимо, должны распространяться на все указанные сферы. В этой связи нельзя не обратить внимания на то, что доминирующей реакцией на недавний финансовый кризис со стороны западных банков является стремление к сохранности вложений по сравнению с доходностью.
Наиболее вероятно, что иностранные банки массированно начнут приходить на российский рынок лишь после стабилизации экономического и политического положения в стране, а также после принятия ряда защищающих их интересы законодательных актов.
Один из них - федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который является основополагающим в сфере международного сотрудничества и направлен на увеличение притока иностранных инвестиций в реальный сектор экономики России.
Другая проблема заключается в допуске иностранных банков в приемлемом для России объеме и требуемых формах. В последнее время активизировалась законотворческая деятельность по линии защиты интересов российских продавцов финансовых услуг, а также их клиентов. Новая концепция регулирования финансового рынка содержится в федеральном законе «О Национальной платежной системе» (№ 161-ФЗ от 27.06.2011). Его принятие свидетельствует о достижении международного согласия по вопросу необходимости укрепления платежных систем путем внедрения международных стандартов и практики их применения.
В связи с этим закон № 161-ФЗ устанавливает порядок оказания платежных услуг, требования к организации и функционированию платежных систем, а также порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Кроме того, он регламентирует взаимоотношения различных субъектов национальной платежной системы. При принятии Россией обязательств по допуску иностранных организаций на внутренний рынок финансовых услуг важно соблюсти баланс интересов поставщиков и потребителей, одновременно с либерализацией процедуры допуска зарубежных банков предусмотреть меры защиты национальных финансовых организаций. Допуск иностранцев к операциям с физическими лицами на определенных условиях может оказаться фактором, способствующим укреплению доверия населения к банковской системе. Эта мера, кроме того, положительно скажется на ассортименте предлагаемых услуг и на динамике процентных ставок.
Проблема участия иностранного капитала на российском рынке страхования заключается в необходимости создания для отечественных компаний, значительно уступающих западным конкурентам по капиталу, масштабу и ассортименту операций, условий для ускоренного развития. В противном случае можно, подобно либерализации в Венгрии, лишиться национального страхования и доходов от этой отрасли.
Одним из магистральных путей повышения конкурентоспособности российских коммерческих банков и страховых обществ на пути присоединения России к ВТО представляется поощрение процесса их слияний и поглощений с тем, чтобы повысить степень капитализации банковской и страховой систем и ликвидировать нежизнеспособные компании. Это позволило бы российским учреждениям через пять-семь лет конкурировать с иностранными и на рынке финансовых услуг, предоставляемых частным лицам.
В краткосрочной перспективе можно ожидать некоторого притока иностранных капиталов в сектор торговли финансовыми услугами в России, прежде всего в связи с существующей задолженностью российских банков перед зарубежными. Наличие задолженности может способствовать вложению средств иностранных банкиров в акции российских банков на суммы, сравнимые с объёмом задолженности.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

18:20В центре Мурманска вспыхнула крыша пятиэтажки

17:00В Мурманске стартовали «Президентские спортивные игры»

16:35По горячим следам в Мурманске раскрыли нападение на продуктовый магазин

16:00В Варзуге к 600-летию села построят Дом культуры

15:15На Верхнеростинском шоссе столкнулись иномарка и «ВАЗ»

14:50Школьникам из Мурманска рассказали о важности ПДД

14:18В одном из торговых центров Мурманска закрылась игровая комната

13:40Мурманская область вошла в топ-10 регионов по темпам социально-экономического развития

13:25На берегу Кольского залива состоится масштабный танцевально-театральный перформанс

13:05За год в Мурманской области произведено более 550 тысяч тонн рыбопродукции

12:30Губернатор Заполярья рассказала о ходе строительства ключевых объектов региона

12:28В ДТП на дороге к Апатитам погибли три человека

12:10Для мурманчан откроется выставка о Севере из собрания Государственного исторического музея

11:55Часть фасада кирпичного здания осыпалась в Мурманске

11:35В Мурманске осудили напавших на норвежца молодых людей

11:20В Кировске пройдут Всероссийские лыжные гонки «Хибинская весна»

10:55Житель Оленегорска перевел предоплату за видеокарту и остался ни с чем

10:38Глава администрации Мурманска встретился с одаренными школьниками

10:12Во Внуково пассажиров из Мурманска эвакуировали с борта из-за запаха гари

10:00АЛЕКСАНДРА РЕТУНСКАЯ. 26 апреля. Взгляд информированной домохозяйки

09:58С начала года в Заполярье произошло более 260 пожаров

09:36В Мурманске на Хлобыстова устраняют аварию на водопроводе

09:28Водителей предупреждают о тумане на дороге в Заполярный

09:23В Мурманской области ожидается дождь и до +9°

Все новости