Флагман атомного ледокольного флота «50 лет Победы» пять раз побывает на Северном Полюсе этим летом в туристических круизах, первый рейс начнется 26 июня, рассказал РИА «Новости» заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Росатомфлот» Госкорпорации «Росатом» Андрей Смирнов.
«Первый рейс начнется 26 июня, затем будет 7-го, 20-го и 31-го июля. А с 14 по 24 августа будет пятый рейс. По-видимому, в этом году все-таки будет пик круизных рейсов. К 2016 году их число будет постоянно сокращаться, так как объемы летнего транзита на Севморпути все-таки потихоньку, но растут», - рассказал Смирнов.
Генеральный директор Росатомфлота Вячеслав Рукша, отвечая на вопрос РИА «Новости» о целесообразности круизов на Северный Полюс, отметил, что рентабельность атомохода во время выполнения туристических рейсов входит в первую тройку самых выгодных для «Атомфлота» работ.
«Что такое пять рейсов? Все забывают, что каждый рейс длится 10 суток, то есть 50 суток прямой работы, плюс подход-отход, это мы имеем практически полтора месяца работы. Это под 70-80 суток загрузки. Например, мы с ФГУП «Росморпорт» подписывали договор на 100 суток работы (на Балтике). То есть круизная работа ничуть не хуже», - сказал Рукша.
Первый туристический рейс на Северный полюс состоялся в августе 1990 года на атомном ледоколе «Россия» под командованием капитана Анатолия Ламехова. Всего на Северном Полюсе с 1977 по 2011 годы суда различных стран побывали 90 раз, из них 67 раз - российские ледоколы в туристических круизах. Россия является безусловным лидером как по туристическим, так и по научным рейсам на вершину планеты. Атомоход «50 лет Победы» побывал на Северном полюсе 12 раз.
ИА «Норд-ньюс» напоминает, что ранее атомный ледокольный флот находился в доверительном управлении Мурманского морского пароходства. В 2004 году вследствие возникшего сложного коммерческого конфликта была инициирована проверка Счётной палатой РФ законности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Мурманское морское пароходство» по управлению ледокольным флотом в 2002-2003 годах.
В материалах проверки говорилось, что ледокольный флот, переданный в 1998 году в доверительное управление ОАО «ММП», используется незаконно - договор доверительного управления был заключен комитетом по управлению государственным имуществом Мурманской области в отсутствие решения правительства РФ по данному вопросу и без соответствующих на то полномочий КУГИ.
Кроме того, в нарушение Гражданского кодекса не была произведена должным образом государственная регистрация указанного договора.
Таким образом, можно говорить о выведении из состава федерального имущества ледокольного флота, балансовая стоимость которого составляла в то время 9,3 млрд рублей.
Аудиторы СП отмечали, что ОАО «ММП» осуществляет доверительное управление ледокольным флотом неэффективно, зачастую ущемляя интересы государства. Так, проверка показала, что ММП без согласия собственника - государства - передавало в аренду иностранным компаниям ледоколы, в том числе атомные, для пассажирских круизов на Северный полюс.
По мнению Коллегии Счётной палаты, «подобные действия создают реальную угрозу национальной безопасности России в Арктике, увеличивая вероятность возникновения радиационной и террористической опасности. Кроме того, в нарушение бюджетного законодательства, плата за аренду ледоколов в федеральный бюджет не перечислялась, в результате чего государству нанесен ущерб в размере 7,4 млн долларов.
Коллегия Счетной палаты направила представления Минтрансу России, Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом и ОАО «ММП», информационные письма - правительству, Генпрокуратуре, ФСБ, Минэкономразвития и Совету Безопасности России.
В результате этих действий Счётной палаты атомный флот был выведен из доверительного управления Мурманского морского пароходства и передан в ныне действующее предприятие «Росатомфлот».
Получается, что действия «Атомфлота» сегодня - пассажирские круизы на Северный полюс - не создают реальной угрозы национальной безопасности России в Арктике, не увеличивают вероятность возникновения радиационной и террористической опасности.
- Вот такие времена! - сказал бы журналист Владимир Познер.