Стали известны подробности сделки по покупке «Роснефтью» нового портового актива. За терминал по перевалке нефти и нефтепродуктов в Мурманске госкомпания заплатила Объединенной судостроительной корпорации около 900 млн рублей. Из-за технического состояния и высоких затрат на логистику начать работу он сможет не сразу. Но «Роснефть» рассматривает терминал как важную площадку для будущего развития арктических проектов.
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) продала «Роснефти» мазутный терминал, расположенный на территории мурманского судоремонтного завода № 35 (терминал по перевалке нефти и нефтепродуктов на базе ООО «Полярный терминал»). Стоимость актива - 900 млн рублей В ОСК подтверждают факт сделки.
Терминал появился в середине 2000-х. Изначально им владели руководство 35-го судоремонтного завода и нефтекомпания «ЮКОС», рассказали в ОСК. Предполагалось, что терминалом будут пользоваться прежде всего «Лукойл» и «ЮКОС». Позднее он был продан структурам ОСК, которая затем решила продать актив.
Им интересовались несколько компаний, но часть из них отказалась от покупки из-за того, что для увеличения объемов перевалки «терминал надо почти полностью перестраивать либо ставить к терминалу танкер и делать плавучий мазутный накопитель». Разрешение на сделку по покупке Полярного терминала от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) «Роснефть» получила в конце июня.
Собеседник в ОСК говорит, что корпорация предлагала потенциальным покупателям несколько сценариев развития терминала. Основным является перевалка способом «борт в борт», когда большой танкер выступает в роли накопителя мазута, приходящего по железной дороге, и раздает его на суда-отвозчики. Второй вариант - строительство нефтехранилища объемом около 500 тысяч тонн. Реализация сценариев требует от 160 млн до 1,5 млрд рублей вложений, но позволит увеличить перевалку к 2013-2015 годам до 3-6 млн тонн, затем - до 18 млн тонн ежегодно.
Перевалка на Полярном терминале не осуществляется с 2007 года из-за низкой экономической эффективностина рынке. У «Роснефти» уже есть активы в мурманском порту - плавучее нефтехранилище «Белокаменка», которое сейчас недозагружено, и его аренда заканчивается в 2016 году. Мурманский терминал будет использоваться как площадка для арктических проектов «Роснефти», которая может начать и масштабную перестройку терминала с прицелом на экспорт.
На фоне обязательств по повышению уровня переработки, которые взяла на себя «Роснефть», вряд ли компания будет наращивать экспорт мазута, говорит Виталий Крюков из «ИФД-Капитала». С учётом запуска БТС-2 каналы экспорта нефти расширяются, а коммерческая добыча арктической нефти начнется не раньше 2016 года. Поэтому, полагает аналитик, логично пока использовать Полярный терминал как некий плацдарм для будущих проектов, а уже потом начать его масштабную модернизацию в экспортный терминал, сообщает www.kommersant.ru.