08:4313.08.12

Говорим «Арктика», подразумеваем «Ленин»: ледокол «Арктика» должен стать музеем и стоять в Петербурге, Анатолий Ламехов

Говорим «Арктика», подразумеваем «Ленин»: ледокол «Арктика» должен стать музеем и стоять в Петербурге, Анатолий Ламехов

Знаменитый атомный ледокол «Арктика», первый в мире достигший Северного полюса в 1977 году, необходимо сохранить в виде музея в Санкт-Петербурге, считает его капитан, герой социалистического труда Анатолий Ламехов.
«Арктика» была построена на Балтийском заводе в 1975 году. Ледокол мощностью 75 тысяч лошадиных сил был предназначен для работы во льдах толщиной до трех метров и положил начало целой серии судов подобного типа. Этот уникальный атомоход бесперебойно отработал 33 года (177 тысяч часов работы реакторной установки), провел год без захода в порты и встретил в море миллион пройденных миль. Различные механизмы, узлы и агрегаты «Арктики», созданной на Балтийском заводе, до сих пор являются эталоном качества и служат в качестве запчастей для работающих сегодня атомоходов. С 2008 года «Арктика» выведена из эксплуатации и по сей день стоит у причала «Атомфлота» в Мурманске.
«Мы долго боролись за «Ленина», и его все-таки поставили в качестве музея в Мурманске. А почему бы и «Арктику» не поставить? Знаменитый ледокол, орденоносный, известен на весь мир. Так почему его надо резать на гвозди, а не перегнать сюда в Петербург? Покойный Юрий Кучиев (первый капитан «Арктики») стремился именно к этому», - сказал Ламехов на круглом столе в Петербурге.
Согласен с этим и директор Российского музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский. По его словам, «Арктика» не должна повторить судьбу знаменитого «дедушки русского ледокольного флота» - ледокола «Ермак», утилизированного в Мурманске в 1964 году.
«Я ярый сторонник того, чтобы «Арктика» как символ атомного ледокольного флота не пропала. Мы готовы со стороны музейных, полярных сообществ в этом деле поучаствовать. Как правило, мы свою историю зачеркиваем налево и направо, а в той же Эстонии или Швеции старенькие дизель-электрические ледоколы являются просто туристической Меккой. Уверен, с «Арктикой» в Петербурге было бы то же самое. Это будет украшение нашего города», - сказал он.
Однако, по словам эксперта, нужно посмотреть цену вопроса и, возможно, обратиться за помощью в правительство Петербурга, чтобы выделить атомоходу-музею бесплатную причальную стенку. «Весь вопрос ещё и в осадке 11 метров - такое судно не везде поставишь. Может быть, в Кронштадте... Требуется действительно большая работа, но он заслуживает этого, безусловно», - подчеркнул Боярский.
«Атомфлот», которому принадлежит «Арктика», тоже разделяет уверенность, что знаменитый ледокол должен быть спасен, однако денег на это у предприятия нет, сообщил заместитель генерального директора по развитию ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» Станислав Головинский. «На сегодняшний день давайте смотреть на вещи реально - атомный ледокольный флот субсидируется за счет государства (1,264 миллиарда рублей в год), за четыре года нам финансирование снизили на 600 миллионов рублей. Нам жалко такой уникальный ледокол с такой историей резать «на иголки», но надо смотреть правде в глаза... или обращаться к руководству страны. Но с учётом финансового состояния атомный ледокол «Арктика», как и «Сибирь», будет утилизирован», - сказал Головинский.
Во сколько может обойтись превращение «Арктики» в музей и ее последующая транспортировка из Мурманска в Петербург, никто в «Атомфлоте» не считал, «но это будут десятки миллионов», - добавил он. «ЦКБ «Айсберг» у нас занимается не только проектированием атомоходов, но и разрабатывает проекты их утилизации. И вот они посчитали утилизацию. Мы считаем, что это дорого и где-то на треть можно уменьшить, но сегодня они дают цифру 1,9 миллиарда. Поэтому часть работ мы выполняем сами - например, разбираем надстройку. По федеральной целевой программе «Ядерная и радиационная безопасность» с 2016 года должны быть заложены деньги на утилизацию ледоколов «Арктика» и «Сибирь», - сказал Головинский, пишет www.kapital-rus.

Поделиться: