09:1128.08.12

Абсолютно экономически бессмысленные проекты в Арктике, или Кому мешает «Приразломная»?

Абсолютно экономически бессмысленные проекты в Арктике, или Кому мешает «Приразломная»?

Как мы уже сообщали, в Печорском море у буровой платформы «Приразломная» активисты экологической организации Гринпис продолжают акции протеста против освоения арктического шельфа. Экологи считают, что добыча здесь нефти - экономически неэффективный и вредный для общества проект.
24 августа они поднялись на платформу, но были вынуждены уйти с неё, чтобы не подвергать себя опасности. 27 августа активисты блокировали судно «Анна Ахматова», обеспечивающее снабжение платформы. В акции «Гринпис» участвуют 14 человек из 10 стран, включая исполнительного директора организации Куми Найду. Вот что рассказал «Радио Свобода» эксперт «Гринпис» Владимир Чупров:
- Через 15 часов после высадки представителей Гринпис на платформу «Приразломная» 24 августа нам пришлось уйти, потому что работники не только платформы поливали активистов из брандспойтов при температуре воздуха +9 градусов, но и бросали в них куски металла. В результате была разбита каска директора «Гринпис» Куми Найду. Как сообщила тогда пресс-служба «Газпрома», они якобы приглашали нас к диалогу. Но на самом деле активистов приглашали всего лишь подняться на платформу с тем, чтобы сотрудники «Газпрома» передали их в руки офицеров ФСБ... 27 августа на подходе к «Приразломной» оказалось судно «Анна Ахматова», которое обеспечивает доставку оборудования и людей на платформу. Семь активистов «Гринпис» на лодке приковались к якорной цепи, заблокировав движение «Анны Ахматовой». И снова были включены брандспойты, - описывает ситуацию Владимир Чупров.
А вот что передает корреспондент «Радио Свобода» в Мурманске Андрей Королёв:
- 14 активистов организации Гринпис на катере подошли к борту пассажирского судна «Анна Ахматова», чтобы попытаться приковать себя к якорной цепи. Само судно должно было отправиться к буровой платформе «Приразломная», чтобы доставить на нее рабочую смену. Экологи утверждают, что очередная акция с захватом судна является ответом на планы российской компании «Газпром» начать промышленное бурение и впоследствии добычу нефти на арктическом шельфе. В телефонном интервью РС исполняющий обязанности заместителя генерального директора компании «Арктикморнефтегазразведка», которой принадлежит судно «Анна Ахматова», Борис Лихман опроверг сообщения Гринпис о том, что против их катеров применялись гидранты высокого напряжения:
- Судно не на ходу, стоит на якоре.  Экипаж занимается своими работами, выполняет свои судовые обязанности. Риска для экипажа я никакого не вижу. Капитану была дана команда не предпринимать никаких мер, которые могли бы повлечь травматизм или гибель кого-то из членов команды Гринпис. Водометов у нас там нет - у экологов неверная информация.
- Действительно ли экологи приковали себя к якорной цепи?
- Нет, просто свою резиновую лодку они привязали к якорной цепи и не дают поднять якорь.  Если мы будем выбирать якорь, и он пойдёт вверх, они посыпятся, как горох из стручка. Никто этого не делает и делать не будет.
Между тем, в компании «Газпром Арктика», ведущей разведку в Печорском море, категорически отказываются от комментариев. Твиттер-аккаунт компании отсылает журналистов к пресс-службе. Но там заявляют, что готовы удовлетворить любопытство журналистов лишь после получения официальных запросов. В середине дня 27 августа капитан судна «Анна Ахматова» запросил помощи у представителей береговой охраны, чтобы нейтрализовать активистов Гринпис. Однако пограничники вмешаться в конфликт не спешат, - сообщает корреспондент РС в Мурманске.
Нынешняя акция Гринпис является продолжением международной кампании против нефтегазового освоения арктического шельфа, начатой в 2010 году: тогда на три дня была заблокирована платформа компании «Каирн» у берегов Гренландии. Экологи считают, что добыча нефти в Арктике угрожает заповедной природе этого региона. В частности, утверждают они, ссылаясь на расчеты ученых, в случае крупной аварии на «Приразломной», находящейся в 50-60 км от нескольких охраняемых природных территорий, через 20 часов нефть может оказаться на берегу. А спасательные суда, способные предотвратить распространение нефтяного пятна, смогут прибыть туда из Мурманска лишь через несколько суток.
Что намерены предпринимать экологи дальше? На этот вопрос РС Владимир Чупров ответил так:
- Очевидно, что ещё одна высадка на платформу - технически сложна и, как мы увидели, очень опасна для жизни и здоровья активистов. Поэтому люди на судне Гринпис будут принимать решение, как максимально эффективно, масштабно привлечь внимание правительств, нефтяных компаний, инвесторов и - главное - простых людей к той нездоровой ситуации, которая сложилась вокруг нефтегазовых проектов в российской Арктике, которых там просто не должно быть. Развитие таких проектов - стратегическая ошибка, мы уверены в этом. Задача ухода страны от нефтегазовой зависимости, которую, кстати, поставил нынешний президент России Владимир Путин, не решается на Арктическом шельфе. Мы не можем вкладывать триллионы долларов в то, что изначально ведёт страну к зависимости от спекулятивных цен на нефть на мировых рынках.
России сейчас необходимо совсем другое: альтернативный энергетический сценарий, энергоэффективные технологии и возобновляемые источники энергии. Для этого в нашей стране есть колоссальный потенциал. Минимум 60 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов могут быть сэкономлены за счёт энергоэффективных технологий - таковы официальные данные госпрограммы до 2020 года. Но, к сожалению, инвестиции, налоговые льготы идут не туда, а в изначально дорогие и относительно мелкие проекты. Ведь та же «Приразломная» будет в самый пиковый момент своей деятельности давать 7 миллионов тонн нефти в год, а это меньше 2% того, что добывает сейчас Россия. Да и весь Арктический шельф (в лучшем случае) до 2030 года будет обеспечивать меньше 3% - примерно 13 миллионов тонн нефти ежегодно. Иными словами, это абсолютно экономически бессмысленные проекты.
Очевидно, есть какие-то группы интересов - военные, обслуживающие компании, те, кто будет строить ледоколы, получать бюджетное субсидирование. Сюда же относятся, безусловно, коммерческие нефтяные компании, которые станут получать и приватизировать прибыль. А все потери, которые страна понесет от этих проектов, будут распределяться между остальными членами общества, - предупреждает эколог Владимир Чупров.

Поделиться: