08:1203.09.12

7 сентября экспедиция «Севморгео» начнёт бурение шельфа в Арктике

7 сентября экспедиция  «Севморгео» начнёт бурение шельфа в Арктике

Бурение и отбор проб донных пород на хребте Менделеева в Арктике начнется 7 сентября, рассказал заместитель главного инженера ФГУНПП «Севморгео» Юрий Кузьмин.
Как ИА «Nord-news» уже сообщало, дизель-электрические ледоколы «Капитан Драницын» и «Диксон» вышли в экспедицию по уточнению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике в начале августа. Бурение и отбор проб необходимы для того чтобы доказать принадлежность хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу и предоставить эти результаты в Комиссию ООН по морскому праву в 2014 году. «Диксон» оборудован буксируемой сейсмической косой, а «Драницын» - буровой установкой донного базирования.
«Мы планируем начать бурение с 7 сентября. Начнем ориентировочно на 81-82 градусе северной широты и на 180-м градусе восточной долготы. При этом работы по бурению и сейсмическому профилированию будут проводиться параллельно - «Капитан Драницын» и «Диксон», выйдя из льдов, разделятся», - пояснил Кузьмин.
Он напомнил, что силами ВМФ России к месту бурения будет доставлен глубоководный обитаемый аппарат, который поможет ученым определить места выхода скальных пород. Управлять аппаратом будут военные специалисты, которые произведут видеосъемку поверхности дна и определят толщину осадков с помощью профилографа.
Сейчас сейсмические работы экспедиции проводятся на 83 градусе северной широты и 174 градусе восточной долготы. «Диксон» завершил проход с буксируемой косой над поднятием Менделеева (общая протяженность этого профиля - 1300 километров), и теперь ему предстоит пересечь эту линию в самой северной и в самой южной точке (два профиля по 300 километров).
«Сейчас как раз переходим на секущий профиль, самый северный. «Диксон» идет в сопровождении «Капитана Драницына», лед сплоченностью 7-8 баллов, попадаются и многолетние льды. Бывает, что «Драницын» для «Диксона» буквально прорубает путь», - сказал Кузьмин.
Работы с сейсмической косой планируется завершить 24 сентября. Аварий и происшествий в ходе экспедиции не было, обрывов косы не происходило, подчеркнул Кузьмин. Материалы профилирования, полученные на «Диксоне», оперативно пересылаются на борт «Капитана Драницына», где находится группа обработки данных. Контрольные материалы с «Драницына» отправляют в Петербург и в Минприроды.
Россия с 2001 года претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, однако ее заявка была отклонена в связи с недостатком информации. В случае если ученым удастся доказать, что эти хребты - продолжение континентального шельфа России, у страны появится приоритетное право на разработку этих ресурсов, объем которых, по данным Минприроды, может достигать 5 миллиардов тонн условного топлива. Для доказательства своих прав России необходимо предоставить в комиссию ООН по морскому праву данные двух видов: геологические образцы коренных пород хребтов, которые можно получить только с помощью бурения, а также геофизические данные по результатам сейсмоакустического профилирования.
Работы на арктическом шельфе в прошлые годы проводил флагман Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) «Академик Федоров» при помощи атомных ледоколов ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом». В этом году по соображениям экономии было принято решение сначала отказаться от атомного ледокола, а затем и от «Федорова». Впервые исследования шельфа проводятся с помощью дизель-электрических ледоколов.
В этом году упор будет сделан на бурение - ФГУНПП «Севморгео», входящее в состав Федерального агентства по недропользованию Минприроды, в начале 2012 года получило лицензию на исследование хребта Менделеева и отбор проб коренных донных пород.
Главным заказчиком работ по уточнению границ континентального шельфа в Арктике является Минприроды и Роснедра, сообщает www.ria.ru.

 

 

 

 

Поделиться: