Как ИА «Nord-news» уже сообщало, Министерство труда и социальной защиты на прошлой неделе завершило подготовку проекта «Стратегии развития пенсионной системы» и отправило его на согласование в другие министерства. Проект будет представлен 15 сентября на рассмотрение правительства России.
По словам главы комитета Совета Федерации по социальной политике, председателя Союза пенсионеров России Валерия Рязанского (фото), пенсионная система - весьма чувствительная область и принимать стратегические решения относительно ее развития на десятилетия вперед необходимо очень и очень взвешено. «Любое изменение пенсионных правил должны рассматриваться таким образом, чтобы были просчитаны все возможные факторы, учтены требования не только всех социальных групп пенсионеров, а, прежде всего, тех, кто впервые вступает в трудовые отношения и должен знать перспективу своей будущей пенсии», - отметил сенатор.
Рязанский обратил внимание на то, что сегодня люди с недоверием относятся к слову «реформа», хотя за последнее десятилетие пенсионная система решила важнейшую задачу - обеспечила стабильные и надежные выплаты пенсий всех видов. «Но решения о пятилетнем трудовом стаже, предельных заработных платах, с которых делаются отчисления в ПФР, конечно, не являлись бесспорными. Наличие большого числа «досрочников», самозанятого населения, не участвующего в общем пенсионном процессе, низкая эффективность пенсионных накоплений, - веские причины вносить изменения», - сказал сенатор.
«Что в идеале, по мнению авторов Стратегии, должна представлять собой трехуровневая пенсионная система? Первый уровень - обычная трудовая пенсия, которая формируется за счёт страховых взносов, выплачиваемых работодателями за своих работников в пенсионную систему. Этот уровень за 30 лет трудового стажа должен обеспечивать выплаты не менее 40 процентов от заработка, а в случае превышения трудового стажа в 30 лет - мотивировать более поздний выход на пенсию с перспективой получения от 50 и более процентов от заработка. Второй уровень - это дополнительные выплаты из корпоративного накопительного компонента, когда между работодателем, профсоюзом и работником будет заключаться соглашение по дополнительному накопительному компоненту. Третий уровень - когда гражданин сам накапливает часть своих будущих пенсионных средств и сам решает, в какие финансовые институты вложить эти средства и на какой период», - добавил Рязанский.
Сенатор уточнил, что Минтруд сегодня предлагает снизить накопительную часть на 2-4 процента, а с 2015 года - полностью перевести накопительную часть в распределительную, оставляя будущим пенсионерам право самостоятельно решать судьбу оставшихся 2-х процентов. «Я думаю, что за 10 лет существования накопительного компонента рано делать вывод, что этот механизм не дает эффекта. Ведь эти средства, во-первых, остаются в стране и являются дополнительным ресурсом для экономики, во-вторых, они адресно расписаны по лицевым счетам будущих пенсионеров, и, в-третьих, эти обязательства всегда остаются за государством. Необходимо исходить из того, что дефицит бюджета ПФР должен ликвидироваться не за счет госбюджета, а за счет других источников. Вице-премьер Ольга Голодец приводила цифры, что сегодня из 87 миллионов трудоспособного населения в пенсионную копилку вносят средства лишь 48 миллионов человек. В этой сфере надо наводить порядок!», - заметил Рязанский.
По его мнению, лучшее средство здесь - увеличение трудового стажа, после которого можно считать себя пенсионером, и, конечно же, это не пять лет. «Самозанятое население - это реалии сегодняшнего дня. Но почему на будущую пенсию этих людей должны сегодня работать учителя, врачи, предприниматели или госслужащие? Следующий момент - досрочные пенсии, а это более 12 миллионов человек: пришла пора работодателям, на производстве которых существуют вредные факторы, дополнительно участвовать в будущей пенсии своих работников. Это, кстати, далеко не самое бедное производство - нефтегазовый сектор, промышленная химия, металлургия, и так далее», - подчеркнул сенатор.
«Нелегальная миграция - тоже серьезная проблема. Мы говорим о нескольких миллионах человек, работающих «в-черную» на российской территории и отправляющие заработанные деньги к себе на родину. Наконец, плоская шкала налогообложения. Видимо, приходит время пересматривать и этот вопрос. Таким образом, резервы для ликвидации «дыры» в пенсионном бюджете есть, и есть возможности ликвидировать дефицит не за счет более низких темпов индексации пенсий, что для подавляющего числа неработающих пенсионеров жизненно важно», - заключил Рязанский, сообщает er.ru.