Пенсионные инициативы Москвы для РБК daily комментирует Андрей Куликов, президент НПФ «МДМ», эксперт Партии пенсионеров.
«Занимаясь пенсионной темой с 2003 года, я регулярно бываю на различных предприятиях, - говорит он. - Хорошо помню, как в 2002-2003 годах, то есть когда людям только начали объяснять, что такое накопительная часть пенсии, самый распространенный вопрос звучал так: «Когда же закончатся все эти пенсионные реформы?» Минуло почти десять лет. Более 15 млн человек стали клиентами негосударственных пенсионных фондов. Еще порядка 60 млн россиян, имеющих пенсионные накопления, формируют их в ВЭБе. И кстати, кто сказал, что это не их осознанный выбор? Выбор, предоставленный государством в рамках реформы 2002 года.
Люди уже перестали говорить о реформе, их куда больше интересуют такие вопросы, как сохранность пенсионных накоплений, доходность по счетам, возможность иметь персональный кабинет в Интернете, через который можно следить за состоянием счета. И именно в этот момент авторы новой «Стратегии» предлагают нам опять спутать все карты и объявляют новые правила игры. При этом, как это обычно бывает в таких случаях, цели самые благородные. Люди должны иметь возможность выбора: участвовать им в накопительной системе или нет и формировать пенсионные накопления уже не только с помощью работодателя, но и из собственных средств.
Наверное, стратегически правильно стимулировать людей формировать частную пенсию - так делают во всех развитых странах. Но при чем здесь пенсионные накопления? Неужели кто-то действительно считает, что, отменив накопительный компонент, можно заставить народ поверить в очередную «реформу» и начать копить самостоятельно? На мой взгляд, данная новация раз и навсегда убьет веру будущих пенсионеров в возможность получить достойную пенсию. В первую очередь это касается образованного среднего класса, который и так не очень верит в свои пенсионные перспективы вместе с государством. Согласно исследованию, проведенному компанией «Indriksons.ru», 70% представителей российского среднего класса не рассчитывают на пенсии от государства, предпочитая вложения в недвижимость. При этом не будем забывать, что количество тех, кого принято называть средним классом, постоянно растет. По данным фонда «Центр стратегических разработок», доля среднего класса в населении Москвы уже приблизилась к 40%, а в других крупных городах составляет 20-30%. По идее, это именно те люди, которые в будущем должны сформировать многочисленный слой частных инвесторов, без которого нельзя говорить не только о превращении Москвы в международный финансовый центр, но и вообще о каких-то перспективах отечественного финансового рынка. И вот всем этим людям в очередной раз объявляют новые правила игры.
Не лучше обстоит дело и с теми, кого нельзя отнести к обеспеченным горожанам. Сегодня у таких людей есть пенсионные накопления, формируемые из обязательных взносов работодателей. Теперь им предложат копить на пенсию самостоятельно. Корпоративные пенсионные программы не решат проблему будущих пенсий. По данным Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), такими программами охвачено 7 млн россиян, работающих в крупных промышленных корпорациях. В НАПФ считают, что это почти предельный охват. Но как быть с теми, кому не повезло трудиться в нефтяном, газовом или металлургическом секторе? А таких, на минуточку, более 50 млн человек. Авторы «Стратегии» предлагают решение - развитие института частных пенсий, который, по их оценке, даст не менее 5% коэффициента замещения утраченного заработка. И вот тут будет уместно сказать об инвестиционных возможностях негосударственных пенсионных фондов, в которые, как предполагается, и должны понести свои деньги россияне.
Критикуя накопительный компонент, авторы реформы указывают на неэффективность инвестирования пенсионных накоплений. Однако здесь возникает простой вопрос: а как можно повысить эту эффективность, если НПФ, например, по нынешнему законодательству, не имеют возможности инвестировать пенсионные накопления в акции «Газпрома»? Или другая ситуация. В июне Российский фонд прямых инвестиций подписал соглашение с рядом крупных иностранных фондов об участии в капитале российских компаний, планирующих IPO. Между тем российские пенсионные фонды пока не имеют возможности инвестировать в ценные бумаги в рамках IPO. При желании можно составить целый список недоработок в законодательстве, ограничивающих частные фонды в работе с пенсионными деньгами, но это уже тема для отдельной статьи.
Я прихожу к довольно простому выводу. Может быть, прежде чем в очередной раз перекраивать пенсионную систему, подрывая доверие будущих пенсионеров и выводя из экономики длинные деньги, так нужные для развития инфраструктуры, все-таки стоит аккуратно заняться точечным решением проблемных вопросов? А именно: повысить собираемость страховых взносов в ПФР за счет вывода из тени зарплат, в том числе миллионов гастарбайтеров. Разработать систему страхования пенсионных накоплений, как обязательных, так и добровольных, повысив доверие людей к пенсионной системе. Расширить возможности инвестирования пенсионных денег, в том числе и в надежные инфраструктурные проекты. Ввести налоговые льготы для людей, формирующих дополнительную пенсию. Мягко стимулировать работников к более позднему выходу на пенсию.
Безусловно, нынешняя пенсионная система не лишена недостатков. Однако предложение решить проблемы путем жесткой реформы и ликвидации накопительного компонента напоминает попытку лечить синяк на руке путем ее ампутации».
Не надо лечить синяк ампутацией: за валом «пенсионных формул» голос будущих пенсионеров не слышен, Андрей Куликов
