Развитие рыбной отрасли как одной из важнейших составляющих экономического развития России и повышения её экспортного потенциала, обсудили эксперты на круглом столе «Рыбохозяйственный комплекс России: проблемы и перспективы» в пресс-центре РИА «Новости». Тема серьёзная, поэтому столкновения точек зрения и накала страстей избежать не удалось. Причём в некоторых случаях складывалось впечатление, что бизнес и государство поменялись местами.
Участники круглого стола высказались о необходимости модернизации флота, в частности, о возможном применении системы механизма «квоты под киль» с целью развития отечественного судостроения для нужд рыбаков в России. Главным противником «квот под киль» выступил руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. «В нашей стране никогда, даже во времена СССР, рыболовный флот не строили», - заявил Александр Савельев и предложил нашим компаниям делать заказы иностранным производителям, у которых суда и дешевле, и технически совершенней.
По мнению Александра Савельева, реализация инициативы «квоты под киль» приведёт только к коррупции и расхищению бюджетных средств. «Флот надо модернизировать, но не строить новый. В наших научных учреждениях есть суда, которые по 90 лет служат», - сказал представитель Росрыболовства. Между тем представители бизнес-сообщества высказали понимание необходимости инвестиций в отечественный флот. «Квоты под киль» - идея, возможно, недоработанная, но интересная. Просто, возможно, стоит расширить перечень предприятий, где можно было бы строить суда, - считает руководитель департамента общественных связей компании «Русское море - добыча» Илья Власенко. - Рубить шашкой и хоронить идею, не совсем правильно».
Оценки перспектив, которые несёт рыбной отрасли членство России в ВТО, также разделились. Переход к новым правилам игры не будет безболезненным, считают представители отраслевых ассоциаций. По мнению вице-президента ВАРПЭ Андрея Гармашова, «отрасль ждут трудные времена». Российская рыбная отрасль полностью интегрирована в мировую экономику, полагают в свою очередь представители бизнес-сообщества. «После присоединения России к ВТО для российской рыбной отрасли мало что изменилось. Изменения, которые произойдут в связи с отменой импортных пошлин в соответствии с российскими обязательствами перед ВТО, кардинально ситуацию не поменяют», - отметил Власенко.
Ответов на все вопросы не знают пока ни представители отрасли, ни эксперты. Например, что делать с ситуацией, когда рыбаки, не имея возможности сдать рыбу на переработку и перспективы доставки её до потребителя, продают её корейцам, норвежцам, вьетнамцам, которые её украшают красивыми этикетками и продают тем, кто её сам вчера выловил?
Панацея для отрасли видится в озвученной на круглом столе идее формирования вертикально интегрированных холдингов, которые свяжут разрозненные элементы, от улова до продажи, в единую цепь. Заместитель гендиректора по развитию компании «Рыбный дом» Алексей Тихон обратил внимание на необходимость строительства кластеров в портовых зонах, которые могли бы объединить предприятия по всей цепочке рыбохозяйственного производства. С ним согласен и представитель «Русское море - добыча»: «Будущее отрасли в укрупнении и в консолидации вертикально интегрированных структур - этого требует сама структура отрасли».
Участники круглого стола также высказались за необходимость скорейшего принятия закона об аквакультуре, который до сих пор не внесен в Госдуму. Кстати, подобный закон уже давно принят на Украине. Отмечалось, что, согласно мировому опыту, продукция аквакультуры составляет порядка 40% от общего мирового вылова водных биоресурсов. В России на аквакультуру приходится только 3% от общих выловов. Кроме того, в проект закона не включены нормы, касающиеся господдержки отрасли, а также имущественных прав на участки для размещения рыбы и на результаты этой деятельности.
Цифры, озвученные представителем Росрыболовства Александром Савельевым, впечатляют - «при принятии закона об аквакультуре, и активном развитии этой сферы в нашей стране, только на Дальнем Востоке можно создать до 1 000 000 рабочих мест». Это при том, что население ДВФО - 6,2 миллиона человек.
Не обошли стороной и приватизацию Архангельского тралового флота, которая в тот же день обсуждалась на заседании Правительственной комиссии по иностранным инвестициям с участием ФАС. Представителю «Русское море», как одному из претендентов на приобретение АТФ, пришлось отвечать, готова ли компания, став собственником крупнейшего российского рыбодобывающего предприятия, взять на себя социальные обязательства и гарантировать сохранение флота в Архангельске. «У «Русского моря» нет флота и мы обеими руками «за». И за социалку, и за сохранение флота, и за сохранение перерабатывающих предприятий», - отметил Илья Власенко.
Пожалуй, единственное заявление, которое получило всеобщую поддержку - это идея о создании Агентства по популяризации рыбной продукции. Подобными вопросами в Норвегии занимается Норвежский комитет по Вопросам экспорта рыбы, основанный на частно-государственном партнёрстве. По словам представителя Росрыболовства Александра Савельева, на продвижение своей искусственно выращенной рыбы, только на российском рынке, заграничный комитет тратит около 30 миллионов долларов. Конечно, эти расходы включаются в стоимость конечной продукции. Но результат устраивает всех - и потребителя, и бизнес, и государство.
Иван ОСИПОВ, Институт региональных проблем.