Атомный ледокол «Россия» готовится выйти из порта приписки Мурманск, чтобы примерно через 8-9 дней приступить к проводкам крупнотоннажных нефтеналивных танкеров в Финском заливе, рассказал РИАН заместитель гендиректора по эксплуатации флота ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» Андрей Смирнов.
Аномально тяжелая ледовая обстановка в Финском заливе сложилась зимой 2011 года, когда число застрявших во льдах судов превышало 150. Тогда, впервые в истории российского атомного ледокольного флота, на Балтику отправился мелкоосадочный ледокол «Вайгач», вызволивший из ледового плена за время работы в заливе более 250 судов. Атомоходы работали на Балтике и в 2012 году, проведя в общей сложности 322 судна, из них 137 - на счету атомного ледокола «50 лет Победы», 185 судов - «России».
«Атомоход должен выйти в ночь с 15 на 16 января, когда завершатся все пограничные и таможенные формальности. На переход отведена примерно неделя, в зависимости от погоды. Так что 22 числа должна прийти», - сказал Смирнов.
«Россия» уже во второй раз придёт на Балтику через Датские проливы, обогнув побережье Норвегии и Дании. В Финском заливе будет трудиться экипаж под управлением капитана Олега Щапина, при этом из Мурманска до Финского залива в качестве капитана-наставника на «России» пойдёт Александр Спирин, в прошлом году работавший на Балтике. (У каждого атомного ледокола два экипажа, которые сменяют друг друга примерно раз в четыре месяца.)
Атомные ледоколы традиционно работают в направлении порта Приморск, где водят до кромки льда и обратно супертяжелые танкеры с нефтепродуктами. Согласно договору, работа атомного ледокола на Балтике рассчитана на три месяца.
В целом, для Атомфлота наступил новый цикл зимних работ: самый большой ледокол в мире «50 лет Победы» трудится в Белом море в направлении порта Витино, «Вайгач» работает на Енисее, а «Ямал» завершает перегрузку топлива в реакторах и ремонт, чтобы в феврале сменить «Победу».
Объемы перевозок на Балтике и интенсивность движения судов в разы больше, однако, на эффективность работы атомных ледоколов это не влияет - из-за более легких ледовых условий, чем в Арктике. Вместе с атомным ледоколом в Финском заливе трудится более десятка дизель-электрических ледоколов различных размеров и мощности, принадлежащих ФГУП «Росморпорт».
В Финском заливе в свое время побывали все атомные ледоколы, работавшие в СССР, а затем и в России. Созданные на Балтийском заводе, свои первые ходовые испытания они проходили в водах Балтики, а уже потом отправлялись в Мурманск через Датские проливы и далее вдоль побережья Норвегии. Даже мелкоосадочные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», сделанные по заказу СССР в Финляндии, были отбуксированы на Балтийский завод для монтажа ядерной энергетической установки и последующих ходовых испытаний в Финском заливе, сообщает spb.ria.ru.
15.01.13