10:2031.01.13

Общественный совет при Минприроды РФ подтвердил правоту экологов: планы прокладки технологической дороги через Умбозерский перевал неприемлемы

Общественный совет при Минприроды РФ подтвердил правоту экологов:  планы прокладки технологической дороги через Умбозерский перевал  неприемлемы

30 января состоялось заседание Общественного совета при Минприроды РФ, на котором рассматривался вопрос о строительстве ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания» (СЗФК) автомобильной дороги в районе планируемого национального парка «Хибины».
Общественный совет признал планы прокладки технологической дороги через Умбозерский перевал - на чём настаивала СЗФК - неприемлемыми, как по экологическим, так и по техническим соображениям.
В докладе специалистов Географического факультета МГУ более предпочтительным - по предварительным оценкам - был назван северо-восточный вариант: вокруг восточной части Хибин и вдоль берега Умбозера. Но представители СЗФК заявили, что это сделает освоение месторождения нецелесообразным. Министр Сергей Донской объявил о том, что в течение недели СЗФК должна представить в министерство свои расчёты стоимости разных вариантов дороги и влияния их на рентабельность разработки месторождения, а также о том, что Росприроднадзор проведёт проверку соблюдения СЗФК требований экологического законодательства и выполнения условий выданных лицензий при работе над проектом освоения Партомчорра.
«Общественный совет Минприроды, по сути, сделал тот же вывод, к которому уже давно пришли экологические организации Мурманской области, - комментирует участник заседания, председатель совета «Кольского центра охраны дикой природы» Виктор Петров. - И этот вывод означает, что рабочая группа при правительстве Мурманской области заседала впустую, пытаясь «обосновать» строительство дороги через Умбозерский перевал и проведение инженерно-экологических изысканий по одному, нужному только СЗФК, варианту. В результате все, чего эта рабочая группа добилась - это спровоцировала нашумевший на всю страну скандал. А СЗФК, как выяснилось, даже не выполнила расчетов рентабельности своего проекта с разными вариантами размещения инфраструктуры».
Виктор Петров также заметил, что лишь на последнем заседании рабочей группы наметился некоторый прогресс в поисках компромиссного решения проблемы (в частности, появилось предложение увеличить территорию национального парка с тем, чтобы компенсировать ущерб от разработки месторождения и оставить «коридор» для транспортировки руды), но дорога через Умбозерский перевал неприемлема. Что же касается «северо-восточного» варианта, то он, как и «восточный» - через перевал, не включен в Схему территориального планирования, также проходит по территории национального парка и подвергает опасности основной объект охраны расположенного севернее Хибин Симбозерского заказника - места зимовки лосей.
Решение о том, что инфраструктура СЗФК не должна размещаться на территории планируемого национального парка, дважды принималось на заседаниях Минприроды, оба раза компании предлагали представить на обсуждение альтернативные варианты, чего СЗФК так и не сделала.   
Но при любом варианте расположения инфраструктуры целесообразность разработки месторождения остаётся сомнительной: о невысокой экономической эффективности разработки Партомчорра прямо говорится в лицензионном соглашении и оценке запасов месторождения
Строительство дороги «по варианту СЗФК» вряд ли сделает весь проект рентабельным: по оценке специалистов Географического факультета МГУ, такую дорогу придется прокладывать в горной и в болотистой местностях, через лавиноопасные зоны, вдоль склонов, подверженных оползням. Кроме того, этот вариант связан с уголовной ответственностью за нарушение Закона об охране окружающей среды. Единственный вариант, который можно считать допустимым - «западный», от месторождения к станции Имандра - лишен всех этих сложностей, но для его реализации СЗФК необходимо договариваться о совместном использовании инфраструктуры с ОАО «РЖД» и ОАО «Апатит». Такое предложение ранее также сделано компании в Министерстве, и даже обещано посредничество в переговорах, но и оно было проигнорировано, сообщает Михаил Рыжов, активист Кольского экологического центра.
Наша справка:
СЗФК учреждена ОАО «Акрон». Более половины уставного капитала ОАО «Акрон» принадлежит американским «Рефко Холдингс Лимитед» (19,82%) и «Квестар Холдингс Лимитед» (18,95%), а также австралийской «Гранадилла Холдингс Лимитед» (15,60%). Основные рынки сбыта - США и Китай. В 2006 г. СЗФК получила лицензии на разработку двух месторождений в Мурманской области - «Олений ручей» и «Партомчорр». Месторождение «Олений ручей» уже разрабатывается, построен горно-обогатительный комплекс, а о разработке «Партомчорр» всерьез заговорили лишь в 2010 г. В декабре 2011 г. Правительство РФ утвердило план создания особо охраняемых природных территорий, включающий национальный парк «Хибины». Оба месторождения находятся вне границ проектируемого парка, однако СЗФК решила соединить два месторождения технологической дорогой, рассекающей парк на части, что противоречит закону об охраняемых природных территориях.

Поделиться: