17:3518.02.13

Арктика с другой стороны: страны АТР собрались за Полярный круг

Арктика с другой стороны: страны АТР собрались за Полярный круг

Эксперты уже не сомневаются: таяние ледников в Северном Ледовитом океане набирает обороты. С одной стороны, это плохо для земного климата, с другой - позволяет государствам арктической зоны получить доступ к до сих пор скрытым месторождениям полезных ископаемых и освоить новые морские пути.
Вслед за государствами приарктической зоны интерес к Арктике и участию в заполярных проектах проявляют и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, расположенные за тысячи километров ото льдов. По словам представителей этих государств, главное их чаяние связано с тем влиянием, который Арктика оказывает на земной климат. Страны хотят участвовать в экологических программах и сохранять природное своеобразие региона. Однако, по мнению экспертов, основная задача «тигров» - все-таки получение доступа к природным ресурсам, которые находятся под льдами северных морей.
Интересы Родины
Несмотря на то, что в Европе и западных странах об Арктике принято говорить в основном в контексте таяния ледников, миграции рыбы и глобального потепления, а также проблем северных народов, в России при слове Арктика возникают ассоциации несколько иного свойства. Так, если в СССР освоение полярного круга традиционно ассоциировалось с экспедициями на собаках и жизнью среди льдов и белых медведей, то сегодня Арктика для России это, прежде всего, нефть и газ.
О том, что под слоем ледяной воды скрываются несметные углеводородные богатства, было известно еще во времена СССР. Однако советские геологи не спешили вскрывать кладовые природы, опасаясь непредвиденных последствий - в те времена технологии еще не позволяли вести добычу углеводородов в столь сложных условиях. Позволяют ли технологии это делать сейчас, вопрос также открытый. Против активной разработки углеводородов в Арктике выступают международные экологические организации WWF и Гринпис. По их мнению, любая авария при добыче нефти в этом регионе способна стать мировой катастрофой. Ведь разлившиеся под лед ископаемые собрать будет практически не возможно.
Однако Россия, привыкшая жить на нефтегазовые доходы и уже почти не мыслящая свое существование вне подобной парадигмы (сегодня в структуре российского бюджета на углеводороды приходится более половины доходов), высказывает полную готовность взяться за работу в сложных арктических условиях. В противном случае уже в ближайшие десятилетия страну жду существенное сокращение добычи нефти и газа.
Поводом взяться за месторождения подо льдом является и глобальное потепление, облегчающее работу за полярным кругом. По данным американского Национального центра данных по снегу и льду (National Snow and Ice Data Center), на осень 2012 года. площадь ледового покрова в Арктике составила 3,41 млн кв. км. Это самый низкий показатель с 1979 года, когда начались наблюдения с помощью спутников, и это на 760 тыс. кв. км меньше, чем в рекордном до этого 2007г.
С уменьшением ледяной шапки увеличивается продолжительность морской навигации по Северному морскому пути, который позволяет в сжатые сроки доставлять грузы из Европы в Азию. Он на 5 тысяч км короче пути, проходящего через Средиземное море и Суэцкий канал.
Окно для Азии
Процессы, происходящие в Арктике, приковывают к региону внимание всей мировой общественности. Причем, волнуют они не только страны, включающие в свой состав арктические территории, но и регионы, находящиеся в тысячи километров ото льдов - страны Юго-Восточной Азии. В этом году стало известно, что сразу несколько государств Азиатско-Тихоокеанского региона претендуют на вступление в Арктический совет в качестве постоянных наблюдателей.
«Локомотивом» внимания к региону выступает Китай. И хотя эта страна находится на явном удалении от северных широт и не ведет никакого поисково-разведочного бурения в этом регионе, китайские дипломаты вот уже много лет активно отстаивают желание КНР войти в состав Арктического совета как постоянного наблюдателя.
Стоит отметить, что Арктический совет является своеобразным форумом для принятия политических решений, связанных с полярным регионом. Он был образован в 1989г. и первоначально использовался в качестве площадки для обсуждения мер по защите окружающей среды в Арктике. Однако впоследствии сфера его деятельности была расширена, теперь она включает в себя научные исследования, изучение вопросов устойчивого развития, а также действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
До сих пор членами Арктического совета были только страны, которые непосредственно имеют в своем составе полярные территории: это США, Канада, Норвегия, Швеция, Россия, Дания, Финляндия и Исландия. Принимали участие в работе совета и другие страны, однако, только как наблюдатели. Страны Азии получали лишь статус разовых наблюдателей. В частности, такой статус был у Китая. Однако Поднебесная пытается войти в состав совета на постоянной основе. Этому решению противилась Норвегия. Мотив к негативной оценке такой перспективы был сугубо политический. В 2010 года расположенный в Осло Нобелевский комитет объявил о присуждении премии мира китайскому диссиденту Лю Сяобао. Китай при этом держит активиста в тюрьме. Сегодня, кажется, разногласия в отношении Арктического совета улажены, и министр иностранных дел Норвегии Эспен Барт Эйде недавно заявил, что поддерживает заявку Китая на получение статуса постоянного наблюдателя в совете.
Вместе с Китаем заявки на участие в Арктическом совете в качестве стран-наблюдателей подали Южная Корея, Сингапур, Индия, а по неофициальной информации, в числе желающих находится и Япония. Решение по этим странам должно быть принято в мае 2013г. на министерском совещании совета.
Почему Арктика?
Основным мотивом страны Азии при подаче заявок, судя по официальным заявления, была забота о сохранении климата. Например, выступая конференции Arctic Frontiers, представители Южной Кореи и Китая отмечали, что их страны также волнует влияние Арктики на меняющийся климат земли, и выражали заинтересованность в участии в исследовательских проектах в Азии. Также интерес государств был связан с транспортировкой грузов по Северному морскому пути.
Тем не менее эксперты уверены, что в первую очередь азиатские государства волную ресурсные проблемы. Именно поэтому они готовы участвовать в любых арктических начинаниях. Как полагает эксперт «Управления инвестиционных операций» Наиль Шамсутдинов, среди историков распространено мнение, что вступление Японии во Вторую мировую войну было вызвано попыткой силовым образом решить проблему недостающих ресурсов. В свою очередь быстрый рост Китая вынуждает его искать дополнительные источники ресурсов и не только иметь возможность покупать их сейчас, но и обеспечить диверсификацию и стабильность ресурсных потоков при любых геополитических сценариях.
При этом аналитик финансовой компании «Aforex» Нарек Авакян считает, что главной причиной такого интереса является отсутствие собственных нефтегазовых ресурсов в этих странах, а также отсутствие поставщиков с относительно низкими ценами. Так, например, Япония сейчас закупает газ у ОПЕК по 600 долл. за тысячу кубометров. В то же время, по всем прогнозам, КНР в ближайшие 5-6 лет выйдет на первое место в мире по общему потреблению нефти и газа (свыше 15 млн барр. в сутки), а потому китайскому руководству необходимо значительное количество нефти и газа.
Как полагает ведущий аналитик аналитического департамента компании «Альпари» Михаил Крылов, уже в течение ближайшего десятилетия может стать открытым Северный морской путь, чему способствует таяние ледников. Он составит альтернативу южному пути через Суэцкий канал, который намного длиннее. Заинтересованность юго-восточных регионов обусловлена, прежде всего, этим фактом.
Основной интерес
При этом эксперты уверены, что Арктика - это одно из немногих мест на планете, которому ещё предстоит определиться с хозяином. Хотя уже сегодня ряд стран заявляют, что последствиями таяния ледников в Арктике могут быть не только изменения климата, повышение деловой активности, но и активизация преступности в регионе. Как заявил недавно заместитель секретаря Совета безопасности РФ Евгений Лукьянов, в последние десятилетия транспортная доступность Арктики возросла в связи с глобальными изменениями климата. Между тем повышение интенсивности судоходства может сопровождаться активизацией поставок контрабандных товаров, транзитом наркотиков, нелегальной миграцией, перебросками террористов и другими видами ОПГ, отметил Евгений Лукьянов.
Заместитель секретаря Совета безопасности добавил: «Россия, как и другие арктические государства, нуждается в наращивании своих возможностей в Арктике в области патрулирования, мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации, проведения поисковых и спасательных операций, укрепления системы связи и коммуникаций с целью защиты национальной безопасности, сохранения потенциала сдерживания и обеспечения российского суверенитета в регионе».
В свою очередь страны запада продолжают волновать все больше проблемы гуманистического характера в отношении Арктики. В 2013 году председательство в Арктическом совете должна получить Канады. Комментируя приоритеты работы совета, министр Канады по делам Арктического совета Леона Аглуккак заявила, что приоритеты государств-участниц в ближайшие годы сосредоточатся на развитии в интересах жителя Севера. Среди таких задач: ответственная добыча ресурсов, безопасное судоходство и обеспечение устойчивости сообществ людей в приполярном регионе. Итоговые приоритеты будут утверждены на основе консенсуса в Арктическом совете на совещании на уровне министров, которое пройдет в мае 2013 году, сообщает «РБК».

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

08:18Мурманские школьники отправятся в «путешествие к Северному полюсу»

07:02На Кольском полуострове ожидается мокрый снег и сильный ветер

21:15Житель Мурманска заплатил мошенникам за 40 кг грецких орехов

20:23Курс евро вырос до 67,46 рубля, доллара - до 57,34

19:31В Апатитско-Кировскую больницу до конца года передадут 4 машины «скорой помощи»

18:12Жителям Мурманской области предлагают работу в Китае и Финляндии

17:23В Мурманске закусочной грозит крупный штраф за подпольный алкоголь

17:05На дороге Кола – Мурмаши на час перекроют движение

16:47В Мурманске подростка задержали на угнанном велосипеде

16:29Премьерный спектакль театра кукол Мурманска посмотрели более 500 зрителей

16:14С поезда «Мурманск – Петербург» сняли скрывавшегося от суда вора

15:43Мурманский «Кванториум» принял почти 300 талантливых школьников

15:32Северянин ударил девушку и получил топором по голове

15:16Участковый из Кандалакши победил в региональном онлайн-голосовании

15:01В Мурманске вступили в силу приговоры напавших на почтальона разбойников

14:43В Баренцевом море лётчики Северного флота проверили судно «Эльбрус»

14:28В центре Мурманска девушка попала под колёса Subaru

14:11Сегодня в мурманском аэропорту отменён рейс в «Симферополь»

13:53Подростки выломали дверь мурманского супермаркета и украли водку [видео]

13:37На острове Котельный Северный флот первым перевёл технику на зимний режим

13:21В Оленегорске силовики устроили погоню за пьяным водителем на BMW

13:06В мурманском турнире по робототехнике примут участие более 200 школьников

12:52Пожилого браконьера из Умбы задержали за пойманную сёмгу

12:27Корабль «Вице-адмирал Кулаков» направляется в сторону Средиземного моря

Все новости