14:3428.02.13

Чиновники «от флота» показали в очередной раз свою беспомощность и непрофессионализм. Калининградские рыбаки направили письмо президенту Владимиру Путину

Чиновники «от флота» показали в очередной раз свою беспомощность и непрофессионализм. Калининградские рыбаки направили письмо президенту Владимиру Путину

В связи с катастрофической ситуацией сложившейся с перерегистрацией маломерного рыбопромыслового флота, рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие организации Калининградской области обратились к президенту РФ с просьбой о наведении порядка в «законотворчестве» Минтранса и Регистров России.
Письмо рыбаков было зарегистрировано в приёмной президента РФ Путина В.В. 21 февраля:
«Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу
Копии:
Губернатору Калининградской области Цуканову Николаю Николаевичу
Руководителю Западно-Балтийского территориального управления Росрыболовства Будурацкому Максиму Александровичу
Заместителю полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО по вопросам Калининградской области
От рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих организаций Калининградской области :
ИП Альфимов А.Л. ИП Журавский В.В. ИП Захаров Ю.Н. ИП Игнатьев А.Б. ИП Максимов П.А. ИП Рогов В.А. ИП Халецкий В.В. ИП Храпченко Р.М. ООО «Барк» ООО «Балтикфишиндустрия» ООО «Балтфишснасть» ООО «БелКом» ООО «Залкин и К» ООО «Западбалткомпани» ООО «ЗБК» ООО «ИВА 2000» ООО «Каспар» ООО «Кронис» ООО «Куршский» ООО «Легион» ООО «Мизгит» ООО «ОССО-ФИШ» ООО «Пеламис» ООО «ПТ-Б» ООО «Путина» ООО «РВ Фламинго» ООО «Робос-сервис» ООО «Рыбка» ООО «Рыбопромысловая компания» ООО «СД и К» ООО «Сима-плюс» ООО «Столбов и К» ООО ТД Балтфишконтракт» ООО «Тележенков» ООО «Фиштэйл КДП» ДП ООО ПКФ «Электр» СПК «Рыболовецкий колхоз «За Родину!» Областной союз рыболовецких колхозов.

Уважаемый господин Президент!
Обращаются к Вам рыбаки прибрежного лова Калининградской области.
25 мая 2012 года вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна". Этот закон фактически блокировал работу предприятий прибрежного рыболовства, эксплуатирующих маломерные суда, ранее поднадзорные ГИМС МЧС РФ. До сих пор не сформирована ясная подзаконная правовая база, которая регулировала бы вопросы регистрации и технического освидетельствования маломерных судов занимающихся коммерческой деятельностью (в том числе и рыболовных). Одновременно с этим стоимость работ по классификации и освидетельствованию маломерных судов превышает все разумные пределы - на начальном этапе не менее 150 тысяч рублей, иногда более 500 тысяч рублей. В ряде случаев стоимость классификации и освидетельствования превышает стоимость самого судна.
Рыбный промысел в Калининградской области ведется на маломерных судах с 1947 года. Ведя промысел низкорентабельных видов рыб, работая на примитивных плавсредствах, рыбаки области добывали рыбу, перерабатывали на российских предприятиях, кормили россиян и свои семьи. За 65 лет своим трудом, безаварийной работой доказали свою жизнеспособность и необходимость в обеспечении региона и всей России рыбой. С 1 января 2013 года вся эта деятельность остановлена. Одновременно с рыбаками работы лишились и работники береговых рыбоперерабатывающих предприятий Калининградской области ориентированных на переработку уловов прибрежников.      
В данный момент сложилась такая ситуация, когда переоформление стоит огромных денег и очень сильно затягивается по срокам или фактически невозможно. Причин много, вот только некоторые из них:
1. Несмотря на то, что проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» рассматривался на заседании Президиума Правительства РФ еще в марте 2011 года, был внесен на рассмотрение в Госдуму РФ в 2011 году, был принят 23.04.2012 года и вступил в силу 25.05.2012 года, так вот не смотря на достаточное время для подготовки всех необходимых нормативных актов «Временное руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов» Российским Морским Регистром судоходства было принято 06.11.2012 года, а «Временное руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов» Речного Регистра России было принято вообще 22.01.2013 года, то есть меньше месяца назад! До этого момента вся переписка между заинтересованными госструктурами (Минтрансом, Росморречфлотом, Российским Речным Регистром, Росрыболовством) заключалась в обычном повторении положений Закона № 36-ФЗ от 23.04.2012 года. Только на 21.02.2013 года назначен совместный семинар Морского и Речного регистров на котором планируется обсудить порядок классификации и освидетельствования судов. Но проблема в том, что от Камчатки до Калининграда необходимо классифицировать, освидетельствовать, и зарегистрировать больше 10 000 единиц маломерных судов занятых рыболовством : а это не только рыболовные боты промышленной постройки, но и подрезные лодки, наливные байды, «Казанки», «Прогрессы», моторные лодки и прочий вспомогательный флот. Есть такие плавсредства которые не выпускаются промышленным способом, однако при каком-то определенном способе рыболовства можно использовать только их и никакие больше. Сегодня процедуру классификации и освидетельствования прошли около 30 единиц по всей России. Если учесть, что не представлены в достаточном количестве структуры, которые призваны осуществлять освидетельствование, классификацию и регистрацию маломерных рыбопромысловых судов и контролировать их деятельность на отдаленных от портов водоемах России, то не совсем понятно - как можно успеть пройти все необходимые процедуры с переоформлением до начала весенней путины?
2. Прежде чем пройти освидетельствование и зарегистрировать, маломерные суда необходимо классифицировать (т.е. ввести в класс Регистра - Морского или Речного). Однако в большинстве своем маломерные суда строились не под надзором Регистра - по тем Правилам постройки судов, которые действовали раньше. Рыболовные боты советской постройки строились под надзором Регистра, однако современные Правила классификации отличаются от предыдущих, а значит тоже необходим ввод в класс. А это и есть самая затратная часть перерегистрации маломерных судов! Если сюда добавить стоимость дополнительного технического оборудования, без которого все еще вчера успешно обходились, то суммы получаются заоблачными. При этом затраты нужно произвести в сжатые сроки.
3. Так же необходимо отметить, что требования выставляются явно завышенные и носят абсолютно избыточный характер. Они совершенно не соответствуют ни тем нормам, по которым производилось освидетельствование в ГИМС, ни тем более тем условиям в которых эксплуатируется наш флот. При этом изначально велись разговоры о том, что порядок классификации и освидетельствования будет «облегченным» и «упрощенным».
4. За последние 15 лет маломерный рыбопромысловый флот перерегистрируется в Калининградской области (да и по всей России) в  четвертый раз. Эта процедура всегда сопровождается большими затратами для судовладельцев, полной остановкой работы на некоторое время. Однако те затраты, которые нужно произвести при нынешней перерегистрации выходят за рамки любой логики. У нас таких денег нет! А ведь нам еще нужно запасаться промвооружением, закупать топливо, выплачивать заработные платы, налоги платить.
Сейчас нас начинают обвинять в умышленном затягивании подачи заявок на освидетельствование. 04 февраля 2013 г. заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов в режиме видеоконференции провел всероссийское совещание по вопросам организации технического освидетельствования, классификации и регистрации маломерных судов. Очень своевременное и актуальное совещание, потому что маломерный флот уже простаивает. Виноваты в этом оказались конечно-же рыбаки, которые (дословно) «рискуют не только не успеть к началу путины, но и вообще не выйти на промысел». Это не совсем так - мы готовы выйти на промысел! Просто хотелось бы напомнить, что мало-мальски понятные правила освидетельствования маломерных судов появились несколько недель назад.
До вступления в действие Федерального закона № 36-ФЗ от 23 апреля 2012 года маломерные рыбопромысловые суда регистрировались и проходили технический контроль в Государственной инспекции маломерных судов МЧС (ГИМС МЧС РФ), отделения которой широко представлены по всей России. ГИМС МЧС в настоящее время оснащен современным флотом и достаточным штатом инспекторов для осуществления контроля за безопасностью плавания во внутренних водоемах и в территориальном море. При этом маломерный рыбопромысловый флот показал относительно безаварийную работу на протяжении десятилетий. Это яркое доказательство того, что ГИМС МЧС России классифицировал и контролировал работу флота на должном уровне.
Происходит парадоксальная ситуация - тратим большие средства на оснащение судов, усиливаем контроль, а аварийность увеличивается. Рыбопромысловые суда оснащены техническими средствами контроля (ТСК), федеральный бюджет тратит на обслуживание 80 000-100 000 руб./год на одно судно, судовладелец - 110 000 руб.(при установке ТСК) и на ежегодное обслуживание 7 686,44 руб. При этом судовладельцы маломерных судов несут все расходы самостоятельно, бюджетного финансирования для «маломерок» нет. Для чего моряку ТСК? Если рассматривать с точки зрения безопасности мореплавания - эффект нулевой. Достаточно вспомнить гибель шести моряков и судна ПТС-0212 в Балтийском море: судно ,находящееся на визуальной видимости вышек ПУ ФСБ, под контролем радиолокационных станций ВМБ Балтийска и ПУ ФСБ, оборудованное ТСК и радиобуями затонуло в 20.30(мск.) 11 декабря 2006 г., а поиски начались только через сутки. Через 3 суток литовцы обнаружили спасательный плот, дрейфовавший вдоль побережья, и погибшего моряка на Куршской косе. Аналогичный случай произошел совсем недавно на Дальнем Востоке с судном «Шанс-101». А ведь оба эти судна были оборудованы всем необходимым дорогостоящим оборудованием и находились под надзором Регистра.
На 1 января 2013г. в России осталось всего 910 морских рыбопромысловых судов (без учета маломерного флота). 95% этих судов эксплуатируется сверх срока эксплуатации (более 25лет). Участились аварии на флоте, к сожалению гибнут люди. Списывать все это только на человеческий фактор нельзя. Необходимо исключить из практики случаи давления судовладельцев и чиновников на капитанов, которые вследствие таких действий вынуждены нарушать должностные инструкции и обязанности.
Российский моряк - образованный, опытный, самоотверженный работник. Иностранные судовладельцы это уже поняли, и большинство выпускников российских морских учебных заведений работают на современных судах под чужими флагами. А что мы можем предложить нашей молодежи?
В этой ситуации маломерный рыбопромысловый флот в Калининградской области еще жизнеспособен. Чего мы добьемся, внеся наши старые «маломерки» в Государственный реестр маломерных судов? Может быть этим актом обеспечим представительство России в Ассамблее ИМО, затем будем выполнять требования Конвенции СОЛАС, Конвенции МАРПОЛ, не строя новые современные суда, но обеспечив работой (учитывая коррупцию - доходной работой) по классификации и освидетельствованию маломерных судов армию «чиновников-флотоводцев».
Россия - великая морская держава. Через 3-5 лет, учитывая тенденцию развития флота , станет вопрос: Морская ли держава - великая Россия?
Господин Президент! Обращаемся к Вам, как к гаранту Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения маломерного судна» не улучшил наше положение, а значительно его ухудшил, лишив права на труд.
Произошла юридическая коллизия. Чиновники «от флота» показали в очередной раз свою беспомощность и непрофессионализм, до настоящего времени не приведя подзаконные акты в то состояние, которое позволяет нам выполнить требования Федерального закона №36-ФЗ.
Просим Вас установить для палубного маломерного рыбопромыслового флота некоторый переходный период, для адаптации к внесенным в Кодекс Торгового Мореплавания изменениям и возможности чиновникам привести подзаконные акты в такое состояние, которое позволит нам их выполнять.
Еще одним шагом для снятия напряженности в вопросе перерегистрации флота на наш взгляд стало бы незамедлительное решение вопроса о технадзоре и регистрации беспалубных судов (наливных байд, подрезных лодок, неводниц, сетных лодок и лодок с подвесными моторами) используемых как вспомогательный флот при осуществлении прибрежного рыболовства. Государственную регистрацию и технический надзор за таким флотом логичнее оставить за ГИМС МЧС РФ, так как на практике осуществить ввод этих судов в класс Регистра не возможно.
Уже через 2-3 недели начнется весенняя путина в заливах и внутренних водоемах Калининградской области. В прибрежной части Балтийского моря погодные условия уже сейчас позволяют вести промысел. Из-за нерасторопности чиновников Министерства транспорта, не подготовивших вовремя необходимую и адекватную правовую базу флот до сих пор простаивает и возможно эту путину мы можем даже и не начать. Старая рыбацкая поговорка говорит о то, что рыбака неделя кормит. Прокормим ли мы этой весной свои семьи?

С уважением, рыбопромысловики Калининградской области.

14 февраля 2013 г. г.Калининград».

 

Поделиться: