В Северной торгово-промышленной палате состоялось совещание с рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими компаниями по вопросам функционирования рыбохозяйственного комплекса Мурманской области. В ходе совещания были рассмотрены вопросы защиты государством «чести и достоинства» российских рыбаков, осуществляющих промысел в Северном бассейне, а также вопросы качества и безопасности консервной продукции из печени трески на потребительском рынке.
Вопрос о мерах государственной зашиты интересов рыбаков Северного бассейна можно говорить уже трижды с бородой. Известную позицию рыбацкого сообщества изложил генеральный директор НО «Союз рыбопромышленников Севера» Василий Никитин (фото 2) - предложения по осуществлению промысла давались ещё до подписания Соглашения о разграничении морских пространств, но они не были услышаны.
«Рыба об этом Соглашении сегодня не знает и движется по различным маршрутам, свою лепту сюда внесли и климатические изменения, - заметил Василий Никитин. - Там, где рыба была раньше, сейчас её может не быть. Всё это говорит о необходимости внимания к рыбакам со стороны соседних государств - Норвегии и России. А пока мы получили то, что все территории западнее линии разграничения - юрисдикция Норвегии. По соглашению мы имеем право её пересекать, но норвежские инспектора говорят, что не имеем».
Кроме этого, нас пугают запретом на транзит рыбы через норвежскую территорию, запретом на посещение стран шенгенской зоны судном, капитан которого нарушил какие-то норвежские правила.
«Все эти вопросы относятся к сфере деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации, но они отправляют нас на Российско-норвежскую комиссию по регулированию рыболовства, - поясняет Василий Фёдорович. - Здесь нужен комплексный межгосударственный подход к решению этих вопросов».
Представитель МИД России в Мурманской области Сергей Клюшев (фото 5) заявил, что согласен с постановкой проблем со стороны рыбаков Северного басейна, но не думает, что ситуация настолько драматична. «Действительно, иногда возникает необходимость государственным органам вмешиваться в решения тех или иных вопросов, связанных с деятельностью наших промысловых судов, - сказал Сергей Владимирович. - Мы это видим, знаем и активно работаем как с центральным аппаратом МИД России, так и с нашими норвежскими коллегами».
Комментируя слова Василия Никитина о бездействии российского МИДа, Сергей Клюшев сказал, что не стал бы всё обобщать. «Я как руководитель территориального органа МИД России должен сказать, что мы оперативно и с минимальными бюрократическими процедурами работаем с каждым», - отметил он.