«Fitch Ratings» отмечает, что прогноз по рейтингам российских субнациональных образований - «Стабильный». Кредитоспособность российских местных и региональных органов власти поддерживается за счёт умеренной долговой нагрузки, по-прежнему хороших, хотя умеренно ухудшающихся, операционных показателей и потенциальной поддержки от федерального правительства в случае серьезного стресса.
Основную сложность для российских субнациональных образований представляет собой растущее давление на расходы. Операционные расходы находятся под давлением ввиду обещаний, сделанных федеральным правительством в ходе общероссийских выборов в 2011 и 2012 гг. Дополнительные расходные обязательства включают повышение заработной платы и расходы на здравоохранение, а также на строительство и эксплуатацию дорог.
Российские города и регионы сталкиваются с усилением бюджетной централизации, что уменьшает гибкость их бюджетов. Постоянно растет доля целевых трансфертов из федерального бюджета, в основном на реализацию программ модернизации в различных бюджетных сферах, включая здравоохранение и образование. Эта тенденция вместе с обязательным повышением заработной платы работникам бюджетной сферы и учреждением региональных дорожных фондов с выделенными источниками доходов усиливает централизацию в межбюджетных отношениях.
Хорошие показатели операционного баланса будут обеспечивать сильную способность большинства российских городов и регионов с рейтингом «BB» и выше финансировать капитальные расходы из собственных источников, а также поддерживать их кредитоспособность. Регионы и муниципалитеты с более низкими рейтингами обычно имеют низкую способность самостоятельно финансировать свои капрасходы и в высокой степени зависят от финансовой помощи со стороны федерального правительства, а также от общенациональной политики межбюджетных отношений.
Долговая нагрузка российских местных и региональных органов власти является умеренной. По оценкам «Fitch», их совокупный прямой долг составлял 18% общих доходов в 2012 году. Агентство ожидает дальнейшего увеличения прямого долга в 2013 году, примерно на 10%. Такие темпы роста соответствуют темпам повышения операционных доходов, поэтому в относительном выражении долговая нагрузка останется стабильной.
Несмотря на общую умеренную долговую нагрузку, долг неравномерно распределен среди субнациональных образований. Чистый долг (долг за вычетом доступных денежных средств) варьируется от нуля до отрицательных значений у субнациональных образований с рейтингом «BB+» и выше, но может достигать 60% операционных доходов в городах и регионах с более низкими рейтингами. Кроме того, регионы и муниципалитеты с низкими рейтингами полагаются на краткосрочные заимствования, что обуславливает высокие потребности в рефинансировании и значительные риски ликвидности.
Местные и региональные органы власти, которые нацелены на контроль бюджетного баланса, могут улучшить свою кредитоспособность, несмотря на негативные внешние условия. Ухудшение бюджетных показателей вследствие снижения доходов, вызванного падением цен на сырьевые товары на международных рынках или сокращением трансфертов из федерального бюджета, в сочетании с ростом операционных расходов может обусловить пересмотр прогноза по рейтингам на «Негативный».
27.03.13