Многочисленные эксперты прогнозируют сегодня серьёзные изменения на рынке труда: снижение доходов среднего класса и исчезновение ряда профессий, в том числе таких массовых, как охранники, водители или бухгалтеры. «Основной проблемой я бы назвал низкий уровень мобильности в России, - комментирует Пётр Георгиевич Щедровицкий (фото) - эксперт по управлению развитием. - Низкий в сравнении с развитыми индустриальными странами, а также в сравнении с СССР. И первое, во что мы упираемся - это мировоззренческий аспект. В России в рейтинге предпочтений наличие гарантированного рабочего места с низкой оплатой стоит выше, чем повышение производительности труда, которое автоматически связано с падением занятости, но повышением оплаты труда каждого работника. Наши люди не хотят много зарабатывать, им нужна стабильность, в первую очередь. Дело не в том, что они тяжелы на подъём. Во-первых, люди не имеют необходимой информации о том, где их труд может быть востребован, а во-вторых, у них нет средств на переезд.
В чем, например, основная сложность для российских монопрофильных городов, так называемых «депрессивных» территорий, в которых нет работы? В том, что в одном месте собраны специалисты определенного типа и определенной категории. Если обанкротилось базовое предприятие, то специалисты близкой квалификации одной отрасли деятельности оказались на рынке труда. Им вдвойне сложно найти работу, потому что они еще и конкурируют друг с другом.
Как переехать из ЗАТО, например? Жильё в собственности - значит, его нужно продать: в городе, где нет работы. Соответственно, продать его очень сложно. А переезжают, в основном, в крупные города, где цена жилья аналогичного качества будет значительно выше. В мире сто лет назад параллельно с развитием рынка недвижимости начал складываться сектор аренды жилья, доходных домов - как это называлось в царской России - жилья, которое строится собственником в расчете на сдачу его в найм людям, приезжающим в город на работу. У нас этот рынок был уничтожен после революции, а сегодня пребывает в недоразвитом состоянии.
Плюс - социальный пакет у нас до сих пор фактически прикреплен к месту жительства, а не к человеку. Соответственно, семья столкнётся с большими трудностями, прикрепляясь на новом месте к поликлинике, к школе, детскому саду. Все расчёты социальных пакетов у нас всё ещё ведутся без учёта социальной мобильности населения - возможности человека передвигаться по стране в поисках работы. И конечно, нет пока такого вида деятельности государства, как поддержка мобильности.
Меня часто спрашивают, какие профессии в России самые «несдвигаемые» - учителя, врачи? Я в ответ обычно напоминаю о городах при центрах добычи сырья. Ведь это только в Советском Союзе можно было закрепить людей подобных профессий на одном месте! Ни в одной стране мира вы не увидите на прииске или на руднике такого масштаба постоянных поселений.
Кто сегодня начал бы перемещаться по стране, если бы были условия для мобильности? Все те же, кто и так передвигается: строители, энергетики, управленцы. Только с большим комфортом и меньшими издержками. На следующем шаге в их число войдут инженеры и рабочие кадры высокой квалификации. Сегодня во всех отраслях растёт спрос на квалифицированных специалистов.
Однако здесь есть ещё одна проблема - несформированность рынка труда как такового. Труд есть, разрывы в обеспечении трудовых ресурсов есть, а рынка нет. Существует, конечно, биржа труда. Но она довольно узко ориентирована - в основном, на специалистов низкой квалификации и локальный рынок. А высоко квалифицированными специалистами занимаются рекрутинговые агентства. То есть, нет общей системы, которая бы исправно работала, корректируя и наполняя рынок труда необходимым предложением».