Новая Киркенесская декларация заложит основы для экономического развития в Баренцевом регионе и облегчения визового режима с РФ. Об этом заявили в МИД Норвегии в преддверии начинающейся сегодня двухдневной встречи глав правительств стран-членов Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). Участие в ней примут российский премьер-министр Дмитрий Медведев и его коллеги из Норвегии, Исландии и Финляндии - Йенс Столтенберг, Сигмундур Давид Гуннлёйгссон и Юрки Катайнен, а также главы МИД Дании и Швеции - Вилли Сёундал и Карл Бильдт.
Итоговый документ саммита, который неофициально именуют Киркенесской декларацией 2.0, по аналогии с подписанным 20 лет назад соглашением, положившим начало Баренцеву сотрудничеству, должен наметить направления развития региона на ближайшие годы. «Тот факт, что теперь все страны-члены СБЕР входят во Всемирную торговую организацию, вызывает оптимизм по поводу перспектив дальнейшего экономического сотрудничества и расширения торговли в Баренцевом регионе, - отметил собеседник агентства. - Странам необходимо также облегчить пограничный режим, что будет способствовать развитию туризма, народной дипломатии и экономических отношений. Декларация должна заложить для этого прочный фундамент».
По словам дипломата, «углубление взаимного доверия между странами стало одним из главных результатов 20-летнего сотрудничества в Баренцевом регионе. Примером этого служат как многочисленные проекты в области культуры, так и ставшие регулярными совместные военно-морские и поисково-спасательные учения».
Одной из долгосрочных целей регионального сотрудничества является также улучшение транспортной инфраструктуры. Как отметил дипломат, совместная работа представителей России, Норвегии, Финляндии и Швеции над комплексным планом транспортного развития Баренцева региона должна в скором времени принести свои плоды. В настоящий момент российские и норвежские региональные власти осуществляют проект реконструкции участка «Киркенес-Мурманск» автотрассы Е105, работы планируется закончить к 2015 году. Обсуждается возможности развития железнодорожного и авиасообщения между РФ и Норвегией.
«Я надеюсь, что вновь будет поднят вопрос о продлении Октябрьской железной дороги до Киркенеса. Проложить необходимо все лишь 40 км путей между Киркенесом и Никелем, - заявил глава Норвежского Баренц-секретариата Руне Рафаэльсен. - Назрела также необходимость создания нового пункта пограничного контроля на российско-норвежской границе. Вспомним о том, что если в 1993 году ее переходили 6-7 тыс раз в год, то в этом году число переходов должно превысить 300 тысяч КПП Стурскуг-Борисоглебск уже просто не справляется с нагрузкой».
В тексте декларации, которая должна быть принята во вторник, также будут подняты вопросы защиты окружающей среды и борьбы с глобальным потеплением, прав коренных народов региона. Без внимания не останется и вопрос расширения сотрудничества в научно-технической сфере. Солидное число совместных проектов российских и норвежских вузов пополнит новая программа университетских обменов.
«По числу студентов-иностранцев, обучающихся в норвежских вузах, россияне борются со шведами за первое место, - отметил Рафаэльсен. - В северных губерниях Норвегии уже трудно найти вуз, школу или орган муниципального управления, где бы не сотрудничали с российскими коллегами».
Баренцев/Евроарктический регион был образован с целью расширения международного и регионального сотрудничества в январе 1993, когда была подписана Киркенесская декларация. В него входят Мурманская и Архангельская области, республика Коми, Ненецкий автономный округ, республика Карелия, три северные норвежские губернии - Нурланн, Тромс и Финнмарк, два шведских лена и три финские провинции. Многочисленные международные проекты в области культуры, науки, бизнеса, осуществляемые в регионе на протяжении последних 20 лет, курируются на региональном и национальном уровнях. Регулярно проводятся заседания СБЕР на уровне комитета старших должностных лиц и на министерском уровне, сообщает www.biztass.ru.