19:0127.06.13

Символ подъёма российской экономики - катящийся по дороге рубль

Символ подъёма российской экономики - катящийся по дороге рубль

Глава Минрегионразвития Игорь Слюняев рассказал РБК-daily о разрабатываемой его ведомством Стратегию развития промышленности строительных материалов:
«Мы планируем актуализировать стратегию до конца текущего года. Она должна стать одним из элементов готовящейся схемы расселения и размещения производительных сил, над которой Минрегион работает совместно с научными институтами. По нашим оценкам, примерно 7% ВВП у нас приходится на отрасли строительства и около 7% трудоспособного населения занято в сфере строительства. Это большой процент.
Когда-то, во времена Великой депрессии в США, символом растущей американской экономики был доллар, который катится по дороге. Причём дорога - это не только строительное сооружение, но и элемент строительной отрасли, элемент инфраструктуры. К такой же инфраструктуре относятся путепроводы, туннели, мостовые переходы, морские порты, аэропорты, жилье, здания, сооружения, заводы и фабрики и так далее. Очень важно понимать, что на строительство завязано примерно 50 смежных отраслей. И вот этот символ - рубль, который катится по дороге, - означает: если мы будем вкладываться в промышленность стройматериалов, активно развивать строительство, это даст колоссальный мультипликативный эффект для развития национальной экономики.
Благодаря развитию промышленности строительных материалов мы получаем объекты инженерной, транспортной инфраструктуры, промышленное, гражданское строительство. Я приводил пример в одном из докладов, что общий объем производства цемента в нашей стране - 65 млн т в год. Много это или мало? По странному стечению обстоятельств, 1 млн т цемента сопоставим с 1 млн кв. м жилья. Потому что мы производим 65 млн т цемента и 65 млн кв. м жилья ввели по итогам 2012 года. КНР 20 лет назад начинала с того, что производила 180 млн т цемента ежегодно. Сегодня общий объем производства цемента в мире - 3,6 млрд т, из них 1,8 млрд т производит Китай.
- Но это, по сути, мультипликативный эффект...
- Да, это дороги, мосты, путепроводы, промышленное, гражданское строительство. И нам важно понять, опираясь на схему размещения производительных сил, где предстоит создавать инфраструктуру - те же дороги, мосты, жилье, промышленное производство и так далее, и привязывать к этой схеме схему размещения объектов промышленности стройматериалов.
- О каких именно материалах идет речь?
- Начинать надо с самых простых вещей - материалов массового применения. Их можно перечислить по пальцам. Это цемент, металл, инертные материалы или общераспространённые полезные ископаемые - песок, щебень, песчано-гравийная смесь, что используется в строительстве. Продукция деревообработки, включая столярные изделия, окна, двери, плинтусы, подоконники и так далее. Утеплители, которые используются как конструктивный элемент и на фасадных, кровельных системах, и на фундаментах. Гидроизоляция, которая является общеобязательным материалом для всей отрасли строительства. Это могут быть материалы для создания инженерных сетей внутридомовых и наружных коммуникаций: трубы, узлы, агрегаты, приборы учета и так далее.
Известны цифры: в рамках программы модернизации транспортной системы нам необходимо построить порядка 500 тыс. км дорог общего пользования. Качество наших дорог - это притча во языцех. И с учетом динамики по вводу дорог общего пользования я понимаю, что это перспектива даже не одного столетия - она уходит далеко за горизонт. Изменив стандарты в области дорожного строительства, перейдя на дороги в цементно-бетонном исполнении, создав условия для развития промышленности стройматериалов, в частности для цементного производства, мы могли бы намного быстрее и эффективнее решать проблему дорожного хозяйства.
Металлургия - очень интересный пример. В начале 2000‑х КНР попыталась избавиться от импорта по металлопродукции. За пять лет они построили пять производств общим объемом 20 млн т металла и металлопродукции. Это был объём мирового рынка на тот момент. Понятно, что металл является также массовым строительным материалом, который используется в силу существующих технологий на объектах и промышленного, и гражданского, и транспортного строительства. Особый блок - отделочные материалы. Цена кругляка и цена мебели импортного производства - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Поэтому переработка, начиная от ориентированно-стружечной плиты до ДСП, ДВП и др., - все это колоссальная перспектива рынка строительных материалов».

Поделиться: