Государство объявило план приватизации до 2015 года, в который попали два НИИ, занимающихся исследованиями для рыбной отрасли: Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр (ТИНРО-Центр) во Владивостоке и Полярный научно-исследовательский институт морского хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича (ПИНРО) в Мурманске.
Подобное решение можно понять: проблема финансирования исследовательских институтов по советским схемам уже давно назрела в рыбной отрасли.
Для того, чтобы успешно функционировать в современных условиях, исследовательские институты должны адаптироваться к реалиям российской рыбной отрасли. Сегодня нередки ситуации, когда НИИ оказываются без средств к проведению даже прикладных исследований, не говоря уже о фундаментальных. Яркой иллюстрацией может служить конец 2011 года, когда ПИНРО из-за недостатка финансирования был вынужден обратиться за помощью к рыбакам. «Мы гарантированно были не способны закрыть всю акваторию исследований. Объяснили рыбакам, что без их помощи не обойтись», - рассказал директор Полярного института по научной работе Юрий Лепесевич.
Научно-исследовательские суда не знают, куда деть пойманную рыбу: научная квота не позволяет реализовать ее на рынке, а выпускать рыбу в море после вылова уже нельзя. Закончив однажды вылов в научно-исследовательских и контрольных целях, судно ПИНРО переработало 165 тонн водных биоресурсов и доставило их в Мурманск, чем и привлекло внимание правоохранительных органов. Средств, выделяемых из бюджета на рыбную науку, попросту недостаточно, но ученые лишаются дополнительного способа «остаться на плаву». Проблему финансирования Юрий Лепесевич прокомментировал так: «Я уже устал об этом говорить. От недостатка финансирования в России захлёбывается не только Полярный институт, но и образование, медицина, культура, наука и т.д.».
Не менее актуальным остается вопрос аквакультуры, толчок к развитию которой был дан в результате подписания ФЗ №148 «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Положение науки в секторе аквакультурных исследований разъяснил генеральный директор ТИНРО-Центра, доктор технических наук Лев Бочаров: «К сожалению, приходится констатировать, что государственного заказа на разработку технологий марикультуры сегодня практически нет. В государственном заказе ТИНРО-Центра марикультурная тематика составляет 0,1%».
Приведенные выше факты иллюстрируют ситуацию, в которой сегодня оказались российские научно-исследовательские институты. Недостаток финансирования и отсутствие государственных заказов по наиболее перспективным направлениям науки прямо сказываются на эффективности исследований. Нехватка денег чувствуется буквально во всем. «Во время последней мойвенной путины суда ПИНРО даже не смогли выйти в море, чтобы обеспечить промысловиков прогнозами о нахождении перспективных скоплений рыбы», - отметил в январе председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства России Вячеслав Зиланов.
Рыбная отрасль России сегодня вошла в фазу консолидации. Без проведения специфических исследований и тесного сотрудничества науки и бизнеса консолидация очень скоро сменится стагнацией, и состояние НИИ станет гораздо более плачевным. Крупные игроки рыбного рынка не смогут расширяться и модернизироваться, а институты окажутся без частных заказов: маленькие фирмы не в силах оплатить затратные исследования. При этом сегодняшняя система финансирования не способна удовлетворить ни интересы отрасли, ни интересы самих НИИ.
В развитых странах, включая государства со значительной долей рыбных доходов в бюджете, сегодня действует система государственных грантов. Как показала практика, подобная система способствует эффективному функционированию институтов. Вероятно, государству действительно стоит взять на себя роль «ночного сторожа», сфокусировавшись на режимах доступа и секретности. Передача НИИ в частные руки приведет к большей открытости финансовых потоков внутри институтов, а также будет напрямую способствовать выполнению ими прикладных задач.